Проблемы с памятью являются основной проблемой современных школьников. Введение ГИА и ОГЭ продемонстрировало низкий уровень знаний и усвоения школьной программы детьми. Как научить ребенка впитывать знания вне зависимости от их объема и почему школьная система обучения не работает, рассказал психолог, автор трех десятков методик экспресс-обучения Шамиль Ахмадуллин.
Система образования не учит детей впитывать знания.
Взять, например, историю или географию.
Кто из родителей сейчас сможет осмысленно рассказать что-нибудь о земной коре? А ведь это тема по географии 6-го класса, которую проходили почти целый год..
Или за пару минут кто-то из взрослых сможет рассказать историю России - пройтись по основным событиям, начиная с крещения и заканчивая революцией 1917 года?
Думаю, если вы не учились в вузе по этим направлениям, или ваша работа непосредственно не связанна с данными темами, вероятность этого крайне мала.
Говорить о таких предметах, как физика и химия вообще не стоит.
И не надо оправдываться тем, что прошло 15-20 лет со школы и память уже не та.
Проблема именно в том, что вас не научили запоминать!
Ребенок в школе не имеет технологий обучения и запоминания, не знает, как структурировать информацию.
А ведь основная задача образования - научить ребенка учиться самостоятельно, дать ему инструменты, которыми он сможет пользоваться всю жизнь.
Еще Альберт Энштейн говорил: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто».
Давайте разберем без использования сложных медицинских и психологических терминов – что такое память, что происходит, когда учитель говорит – «запомните!» и как это все можно тренировать.
ПАМЯТЬ - это комплекс способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию в виде знаний и навыков.
Когда учитель говорит – «запомните!» - информация поступает в мозг через
КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ
70% информации поступает через зрительный канал - глаза
20% информации поступает через слуховой канал - уши
10% информации поступает через обоняние, осязание, вкусовые ощущения и т.д.
При поступлении информации мозг «запускает» процессы
УЗНАВАНИЯ и
ПОНИМАНИЯ. Он подыскивает то «место» в мозгу, где информация максимально сохраниться и не забудется.
ПОНЯТЬ, это означает - получить какую-либо информацию через любой канал восприятия и встроить ее в систему информации, знаний, понятий, которая уже есть в мозгу человека
Только поняв или узнав информацию, мозг её
ЗАПОМИНАЕТ.
ЗАПОМИНАНИЕ - процессы удержания информации в памяти с возможностью последующего ее воспроизведения.
После того, как мозг запомнил информацию, он начинает ее
ХРАНИТЬ и бороться с ЗАБЫВАНИЕМ,
ХРАНЕНИЕ — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.
ЗАБЫВАНИЕ — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо.
Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания).
Выделяют временное и длительное забывание.
При необходимости мозг "готовит" информацию к процессу
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ и УЗНАВАНИЕ — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений).
Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным.
При непроизвольном воспроизведении - образ всплывает в сознании без усилий человека.
Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс
припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи.
Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти.
Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
Простой формой воспроизведения является
узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту.
Что же означает понятие «ПЛОХАЯ ПАМЯТЬ» и как МОЖНО ПАМЯТЬ УЛУЧШИТЬ?
Главный критерий хорошей памяти – это
способность ребенка наиболее полно воспроизвести информацию, которая поступила ему через каналы восприятия.
Воспроизвести он может в виде текстового описания, в виде рассказа, в виде схемы или в виде ответов на вопросы.
Если у него плохо работают каналы восприятия или в голове нет достаточно данных, чтобы понять или узнать и сохранить информацию для последующего воспроизведения или ребенок просто не умеет структурировать информацию – все это является поводом сказать, что у ребенка плохая память.
Чтобы улучшить память, надо сначала научить ребенка
эффективно использовать системы восприятия информации - натренировать глаза, чтобы они больше видели, научить слушать, научить пользоваться обонянием и осязанием и другими каналами восприятия.
Следующая проблема, которую надо решить, заключается в том, что у детей в голове нет структуры материала по каждому предмету.
Они последовательно читают и пересказывают параграфы, заучивают формулы и определения, слабо представляя, как все в одном предмете взаимосвязано.
Чтобы улучшить память ребенка необходимо не только
научить его разным техникам запоминания, а также, научить структурировать и систематизировать материал.
В рамках одной статьи невозможно описать методику тренировки памяти.
Если у вас, наши дорогие читатели есть интерес к тому, как можно развить и улучшить память ребенка, напишите ваши вопросы и пожелания в комментариях.
Я подготовлю следующую статью с учетом ваших пожеланий.
Мы, в нашей школе скорочтения, профессионально занимаемся развитием и улучшением памяти у детей.
Про наш тренинг по скорочтению, который тренирует самый важный канал восприятия – зрительный, я уже писала.
У нас также есть
тренинг по развитию памяти для детей 10-12 и 13-16 лет.
Тренинг состоит из трех основных блоков, всего - 12 занятий.
Первый блок - тренировка систем восприятия: слуха, кинестезии, обоняния, осязания, зрения. У большинства ребят они находятся атрофированном состоянии.
Второй блок - конкретные технологии запоминания всего, что нужно школьнику: дат, событий, формул, названий, определений.
Третий блок - работа с текстами. Это самое важное, ведь любой родитель понимает, что умение ухватывать главное, пересказывать и понимать суть любого предмета – 90 процентов успеха в обучении.
Представьте, какое грандиозное преимущество получит ребенок, который может за 10-15 минут разобрать параграф, а за пару дней - целый учебник!
Для того, чтобы попасть на тренинг,
необходимо записаться на собеседование по телефону
+7(347)266-87-83
Или сделать заявку на нашем сайте -
ufa.turboread.ru/lp - на сайте нет пока информации о тренинге по развитию памяти, но если вы оставите там заявку, мы обязательно перезвоним и ответим на все ваши вопросы.
Еще больше вы сможете узнать в нашей группе во ВКонтакте -
vk.com/ufa_turboread
Наши тренинги формируют у детей НАВЫКИ, которые останутся с ними на всю жизнь!