• Блог
Детское развитие 227 читателей
• 

О раннем развитии.

О раннем развитии.

Ребенка нужно развивать!  Это утверждение уже давно является аксиомой, и мамочки уже с нежнейшего малышкового возраста начинают сосредоточенно ворошить страницы интернета  в поисках авторитетного ответа на множество вопросов, их которых важнейшие: «Когда и как?» ?» Но, погрузившись однажды в дебри педагогических мнений и подходов, в джунгли материалов и игрушек, оказываются в еще большей растерянности – уж слишком  много терминов, утверждений и мэтров обрушивается на них с почти одинаковой уверенностью в своей безусловной правоте.

На прилавках детских магазинов развивающие игрушки и пособия занимают львиную долю  от общего количества, потому что хорошо  продаются. Это неудивительно: ведь в современном обществе родители, не занимающиеся специально со своим ребенком по какой-нибудь методике, вызывают недоумение, а то и осуждение. Между тем, прежде чем осуждать других родителей  либо принимать решения относительно своего собственного ребенка, крайне желательно разобраться, во-первых, в целях методики,  а во-вторых  (и это значительно важнее!) в своих целях.

Методики и методы преследуют иногда совсем не одинаковые цели. К примеру,  методика Коменского, получившая статус традиционной, основную ставку делает на задачу обучить ребенка.   А альтернативные, например,  Монтессори  и  Вальдорфская – делает упор на общее развитие, повышение мотивации к обучению  или максимальное раскрытие творческих способностей.  Есть разница между обучением  вообще, то есть знакомства ребенка с определенным предметом и накопление знаний по нему, и  обучением , как овладением конкретным навыком. И наконец, между усвоенным навыком и  умением его применить тоже лежит заложенная методикой  преподавания разница.

К примеру, вы хотите научить ребенка читать. Это вполне конкретный навык, использующийся для определенных задач. Если вы хотите, чтобы ребенок посто понял принцип чтения, делал это быстро и автоматически, то оптимально будет взять кубики Зайцева. Они построены на  естественном  для нашего языка складовом принципе, обучение сопровождается ритмическими притопами-прихлопами  и дети с удовольствием ими занимаются. Обучение пойдет куда быстрее, чем по традиционному слоговому способу, который и взрослому невозможно понять, а можно только бессмысленно и тяжело зазубрить. Но если вы хотите, чтобы ребенок не просто научился складывать быстро слова, а полюбил чтение и  принял его как способ получать важную и интересную информацию,  то лучше выбрать для этого процесса именно развивающую методику, например, Монтессори, либо самому  на протяжении нескольких лет старательно подбирать литературу, отбирая возрастную и действительно интересную, а потом совместно  обсуждать прочитанное.

С малышами все обстоит еще сложнее. Уже давно доказано, что самая высокая эффективность обучения возможна до 6-8 лет. Затем мозг человека перестает с такой легкостью и скоростью усваивать информацию. Именно с этим связаны призывы вложить в голову малыша в этот возрастной период как можно больше знаний. И это в значительной степени верно. Однако здесь огромное значение имеет понимание родителя, какие знания нужны в этом возрасте малышу. На помощь придут психологические и нейрофизиологические исследования, результаты которых говорят, что,  во-первых, ребенок развивается куда лучше, если имеет выбор  занятия и следует заложенным в нем внутренним потребностям. В каждом возрасте – свои занятия, так устроено природой с главной целью – познании малышом мира. И если навязывать ему  то, к чему он еще не готов, то он усвоит это знание хуже, а еще не сможет реализовать естественную потребность. Ведь навязанным он будет заниматься не вместе, а вместо того, до чего он естественным образом созрел.  Во-вторых,  нейрофизиологи утверждают, что ранние нагрузки, вроде преждевременного изучения абстрактных символов или не связанных с близкой малышу жизнью знаний, вредят мозгу.

Недовольны ранним обучением цифрам и буквам и логопеды.  И у них для этого причины. Дело в том, что для освоения букв необходим  буквенный гнозис, так называемое "буквенное зрение". А вырабатывается оно примерно к 3,5 - 4 годам. До этого времени ребенок не способен принять и понять абстрактный символ, вложить в него содержание. Он его просто бессмысленно запомнит. Для него буква или цифра - все равно,  что курочка или домик. Кроме того, овладение этими навыками замещает место тех, которые положены по возрасту. Ранняя нагрузка на мозг ведет к проблемам в письменной речи: дисграфии, дислексии.  Реакция на раннее обучение может быть отсроченной и в дальнейшем проявиться в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, логоневрозе (заикании), дизартрии (нарушении речи), тиках и навязчивых движениях.

Свои претензии имеют и психологи:  сензитивный период освоения абстрактных знаний начинается примерно с трех лет, и буквы не первые в списке интересов ребенка. Получается, что ребенку дают то, что ему рано, отвлекают от положенного, задуманного природой.  И когда первые восторги родителей и окружающих проходят, обнаруживается, что такой ребенок на фоне высоких достижений в области литературы и математики продемонстрирует несформированность элементарных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и т.д.). А ведь это важнейшие для развития вещи, которые  должны быть доведены до автоматизма: это и соответствие сверстникам, и залог адаптации в детском коллективе, и уверенность в себе, и необходимая отработка речевой зоны путем мелкой моторики. При условии опережающего обучения передних отделов мозга это закономерно не закрепляется. Такой ребенок зачитывает энциклопедию "до дыр", оставаясь при этом беспомощным в быту. Зачастую  ему  трудно адаптироваться в кругу сверстников, потому что, обгоняя их по интеллектуальному развитию, он существенно отстает от своего возрастных психоэмоциональных интересов, что очень мешает ему испытывать интерес к ровесникам и быть интересным и понятым самому. Очень печально бывает смотреть на блиставших в детстве «жертв» родительского тщеславия, не способных потом найти свое место в обществе среди живых людей, а не учебников и пособий. Хотя, конечно, это крайний вариант.

Не менее опасным может оказаться раннее обучение детей второму языку. Да, изучение любого языка необычайно полезно для развития, но только после овладения первым, тем, который является родным для ребенка, языка папы и мамы. Пока же не освоены основной словарный запас и грамматические конструкции, не стоит нагружать малыша параллельным, сбивая его с толку и мешая отработке всех положенных речевых этапов. Последствия такой торопливости могут привести к тем же грустным явлениям, особенно в письменной речи, что и при описанных выше нагрузках.

Впрочем, все это относится скорее к преждевременному обучению ребенка, чем к его раннему развитию.  Огромную пользу принесут занятия, построенные по принципу возрастных потребностей, направленные на познание крохой окружающего мира, его устройства и связей. Рисование, лепка, пальчиковая гимнастика, рисование, игра с мячиком, наблюдение за котенком или просматривание семейного фотоальбома – все это, безусловно,  развитие, и очень важно, чтобы оно было не сухим и менторским, а эмоционально-позитивным.  Настоящее счастье для ребенка,  когда родитель получает искренне удовольствие от общения с ним. Игры, направленные на развитие мелкой  (да и крупной) моторики, помогут малышу быстрей и легче заговорить, так как отработают его двигательную и речевую зоны.  Вам нравится домановский принцип карточек? Отлично! Используйте его,  не гонясь за универсализмом, а применительно к возрасту малыша и его окружению: можно показывать карточки с предметами обихода, фруктами и овощами, растениями местности, в которой вы живете, домашними и дикими животными, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие,, что делают дети (идет, сидит, плавает, пьет из бутылочки, улыбается, спит). Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т.д. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Для удобства карточки вставьте в папки с прозрачными кармашками – файлами или в фотоальбомы, а картинки подпишите крупными, четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать так высоко оцененным специалистами методом глобального чтения. А если  кроха без конца требует перечитать "Айболита", самое время рассказать ему, что такое Африка и показать ее на географической карте, сделать и рассмотреть альбом "Звери жарких стран", в котором встретятся изображения животных, которых вылечил Айболит. А задолго до того, как дело дойдет до букв, просто замечательно будет изучать звуки. Выбирайте любое слово и называйте в нем вместе с малышом все звуки, от первого до последнего, но не так, как пишется, а как слышится. Это поможет ребенку понять, что звуки и буквы не одно и то же и в одной букве может быть много звуков. Дети, с которыми играли в фонетические игры, с легкостью овладевают орфографией и практически не делают ошибок в письменной речи.

Ну и наконец, невозможно переоценить важность в развитии ребенка игр. Собственно, игра для крохи – это жизнь в миниатюре, возможность отыграть сложные и непонятные ситуации, побороть страхи, самым безопасным и естественным способом. К сожалению, для большинства взрослых  игра – занятие, ассоции- рующееся с потерей времени, в которое ребенок мог бы «чему-то научиться». Однако именно во время игры малыш постигает вещи, которые помогут ему адаптироваться в большом мире, найти правильное и удобное решение. Играя вместе с ними, вы делаете огромный вклад в его развитие.

Так чем же заниматься с ребенком? Быть или не быть раннему развитию? Этот вопрос каждый родитель решит для себя сам. Однако перед принятием решения надо постараться понять, чего мы добиваемся, организуя развитие ребенка? Что даст нам демонстрация знаний двухлеткой алфавита или десяток английских слов у годовасика? А самое главное, что это даст ребенку? Для малыша всегда было и будет самым главным любовь родителей, в которой он не сомневается. Именно любовь является основой успешного развития,  и в этом смысле оно никогда не бывает ранним.

                                                                                                                         Автор  Ольга Вершинина.

+0 спасибо спасибо!  25 января 2011 г. 14:50 добавить в избранное 9 MamaBot комментарии 4
Поделиться:
• Комментарии
nasta_270, 26 января 2012 г. в 0:28 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
мне очень понравилась статья спасибо большое автору за несовершенные мной ошибки
Байнаука, 18 февраля 2012 г. в 19:49 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Да, поучительно. Мне, конечно,повезло. Дочка у меня сама за мной бегает и просит дать ей какое-нибудь занятие. У на уже фантазии не хватает, чем ее еще занять.
olinelena, 5 мая 2012 г. в 19:48 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Непонятно тогда... А какже учение Масару Ибуки "после трех уже поздно?". Ведь в его книгах ясно пишут, что потенциал ребенка к трем годам уже на 80%.
Assa02, 6 мая 2015 г. в 16:03 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Спасибо автору! Ох, уж это раннее развитие, палка о двух концах. И не развивать активно страшно - не хочется быть хуже всех, но и переусердствовать не хочется, чтоб чаду во вред не пошло.
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта