– Идеальный воспитатель должен быть
добрым. Ведь ему работать с малышами, а они такие чувствительные! – говорит моя подруга Наташа, мать двух очаровательных двойняшек.
– Наташ, ну ты что! Нам, например, надо
построже. Чтоб мой научился наконец дисциплине. Он же и пяти минут не сидит на месте, как в школу то пойдем через два года? – сокрушается Юля, мать шестилетнего "шилопопа".
Давайте попробуем разобраться, какой должна быть
формула идеального воспитателя, и должны ли мы тщательно подбирать педагогов и наставников своему ребенку. Или стоит довериться воле случая, и отдать подросшее чадо в ближайший развивающий центр и спортивную секцию "в которую нравилось ходить папе"..
Мы знаем, что у каждого ребенка свой темперамент, склонности и характер. Кто-то уже в два годика в удовольствием бежит в детский сад, сам пользуется горшком и легко находит общий язык со сверстниками. Кому-то милее спокойные домашние игры, с еженедельными походами "в развивашку". Но, каким бы ни был малыш, примерно к трем-пяти годам большинство родителей отдает ребенка в детские сады, спортивные секции и развивающие центры. И перед ними встает проблема
выбора "идеального педагога".
Я попросила 50 знакомых мамочек выбрать и отметить те
качества и черты характера, которые, на их взгляд, свойственны идеальному педагогу-воспитателю. Вот что получилось:
– любовь к детям – упомянули 47 опрошенных;
– терпение – 41;
– профессиональная высококомпетентность – 40;
– доброта, отзывчивость – 38;
– ответственность – 36;
– грамотная речь – 20;
– интересные занятия – 18;
– общие взгляды с родителями на систему воспитания – 10;
– открытость/позитив – 9;
– знание иностранных языков – 8;
– большой педагогический опыт – 5;
– обратная связь для родителей – 4;
– заслуги в своей области (кандидат наук/мастер спорта и тд) – 3.
А как вы для себя определили качества идеального педагога? Нашли ли вы такого для своих деток? Поделитесь мнением!)
Итак, вы выбрали идеального, на ваш взгляд, воспитателя. Что дальше?
В три года мама отдала Максима в "развивашку". Не знаю, чем уж так напугал воспитателей этот активный мальчишка, но через некоторое время их оттуда "вежливо попросили". Аргументируя это тем, что "Максим сидит под столом и мешает другим деткам заниматься". Ответственная мать попыталась было снова пристроить парня в развивающий центр, пусть и на другом конце города, но со знакомым и проверенным преподавателем. Но та, внимательно выслушав огорченную мать, сказала только: "отстань от ребенка, как минимум на год, дай ему побегать". Сейчас Максиму пять. И он уже не протирает пространство под столами развивашек. Он бегает. Великолепно "бегает" на роликах и горных лыжах. Обожая своего молодого "нескучного" инструктора, и показывая высокие результаты на радость маме. И в этом году, о чудо, вполне сознательно и с удовольствием пошел "учиться за партой" к тому самому "проверенному педагогу". А что было бы, если бы мать настояла/надавила и оставила бы ребенка в не комфортном для него месте?
Делаем выводы:
всему свое время. И даже самый престижный вид спорта/или прекрасная система занятий в развивающем центре могут оказаться не ко времени/не подойти именно вашему ребенку. Умейте вовремя это распознать. Сохраняйте спокойствие. Не стесняйтесь проконсультироваться и спросить мнение воспитателя по поводу своевременности/полезности данных занятий именно для вашего ребенка.
Когда бывает уместно родителю настоять на своем и продолжить занятия, которые ребенку, вроде бы, не по душе?
После первого занятия на роликах Глеб лег на асфальт и сообщил, что у него не получится. И больше он сюда не придет. Парня убедили, растормошили, напоили вкусным чаем и уговорили попробовать еще несколько раз. Больше он о своем нежелании не говорил. Втянулся, научился и с радостью бежит на тренировки.
Часто отказ ребенка продолжать занятие таит в себе
неуверенность в собственных силах, потребность в признании собственного
права выбирать/иметь свое мнение, а то и банальную детскую лень. Каким же тонким психологом должна быть мама, чтобы распознать глубинные причины отказа, и работать именно с причиной, а не следствием. Подбодрить, признать его право на самостоятельный выбор, описать преимущества/будущие достижения и успехи/поговорить, понять. В большинстве случаев одного шага навстречу со стороны родителей и инструктора/воспитателя бывает достаточно для благополучного разрешения ситуации. Но иногда нужна бывает
помощь профессионалов: например, опытного детского психолога.
Марфа Васильевна – педагог от Бога. Пятилетки у нее играют на скрипке не хуже профессиональных сложившихся артистов. А трехлетки поражают усидчивостью и терпением. Точнее, устойчивостью, со скрипкой в руках.) Поэтому и привела своего Андрюшу мама-Олеся именно в этот развивающий центр, к знаменитой МВ на занятия. И его взяли, там всех берут, ведь скрипка это полезно не только будущим профессиональным музыкантам. Андрюша занимался прилежно. Целых два месяца мама-Олеся была горда и счастлива. А потом начались проблемы с недолеченной, видимо, неврологией и малыш наотрез отказался идти "на скрипку". Что делать маме? Настаивать? Уступить?
Умная мама-Олеся повела Андрюшу к детскому психологу. Через несколько встреч-бесед, психолог аккуратно сообщила маме, что Андрей хочет ходить с соседом Петей на кружок робототехники. Но считает, что его туда не возьмут, ведь он еще маленький. Звуки скрипки Андрея раздражают и угнетают, напоминая о сильно напугавших его похоронах бабушки. И ему даже снится кошмар на эту тему. Отсюда и "ночные конфузы" у четырехлетки. Мама была поражена.
– Почему же ты мне ничего не сказал, солнышко?
– Я не хотел тебя расстраивать, – тихо ответил Андрюша.
Эта история закончилась хорошо. Андрею пять, и он с удовольствием бегает по утрам на занятия в бассейн, а вечером конструирует роботов с соседом Петей. В секцию робототехники его приняли, и даже гордятся способным мальчишкой.
А я для себя сделала вывод: даже супер тщательно выбранные педагог и занятие могут в итоге не подойти
именно моему ребенку. Да, я всё равно буду читать отзывы, посещать пробные занятия вместе с ребенком, внимательно вглядываться в лицо педагога, оценивая его манеру проводить урок. И мне по-прежнему интересно, кто будет вести моих детей по дороге знаний. Но я могу лишь
предложить ребенку несколько путей, на мой взгляд, подходящих для его темперамента, склонностей и физических возможностей на данный момент. Ребенок волен отказаться, выбрать другой путь, аргументировать, искать и находить свое любимое занятие, идеального для себя наставника, собственный круг друзей и знакомых.
Я могу лишь пожелать всем детям
найти "своих" воспитателей. А нашим дорогим воспитателям –
увлеченных учеников, понимания и поддержки со стороны нас, родителей. От всей души, желаю!