Школа - ответственная пора, новый этап в жизни ребенка, ведущий вид деятельности меняется с игры на учёбу, но любой здравомыслящий родитель должен понимать, что смена вида деятельности -
процесс психологический, ребенок меняет привычные установки на новые, учится существовать в новых условиях, часто явно отличающиеся от тех, что были раньше. Ничто не происходит резко, поэтому первое, о чем я прошу родителей, чьи дети идут в первый класс в этом году - набраться терпения. Если Вы будете срываться, требовать и паниковать, то ребенок будет бояться, закрываться и развивать неуверенность.
Я готовлю деток к школе уже восемь лет и каждой маме кажется, что "
в этом году требования, как никогда". Просто любой переходной период сложный, его нужно пережить, желательно с наименьшими потерями. Ребенку сложнее, чем Вам, поверьте, хоть у него и не болит голова, где купить форму и как выбрать учителя. Ему предстоит опять быть "
самым маленьким". Когда человек рождается, он беспомощный, он даже на трехлетнего брата смотрит, как на самого умелого человека в мире, ведь тот умеет сам ходить, куда хочет, брать вещи, которые хочет, а не те, которые дадут в руку, и т.д. Когда приходит в сад - опять - ребята из старшей группы кажутся невероятно взрослыми (вспомните себя!), а ты - малыш. И вот только ты окреп, освоился, у тебя -
первый в жизни выпускной!
Опять новое -
первоклашка. Самый маленький, самый неопытный, всему опять учиться. Для того, чтобы
осознать себя школьником, ребенку необходим почти
весь первый учебный год!
Чтобы адаптация ребенка к школе происходила максимально мягко, я рекомендую:
💠 Быть готовым, что в первое время ваш "взрослый" ребенок может начать вести себя самым неожиданным образом - давно забытые малышовские игрушки становятся лучшими друзьями. Разрешайте, дайте это "пережить". Покажите, что Вы на стороне ребенка!
💠 Следить за режимом дня. Часто в первое время дети начинают спать днем, даже те, кто не спит днем с трех лет. Устают. И усталость эта как физическая, так и эмоциональная. Дети должны соблюдать порядок, следить за действиями учителя, выполнять словесные инструкции, запоминать порядок действий и многое другое. Слова "ты уже взрослый" звучат, как приговор в это время. И чем больше родители это говорят, тем сильнее ребенок хочет быть "маленьким". Начинать школьный режим лучше за несколько недель до школы, чтобы ранние подъёмы не были неожиданностью и непосильной тяжестью.
💠 Говорить о школе только в положительном ключе. Сложности адаптации пройдут, а отношение останется. Поддерживайте и не увлекайтесь в осуждении: "Эта школа замучила уже ребенка", "Это только первый класс, что будет дальше..." и т.д. Дальше будет всё хорошо, вы справитесь! К школе нужно прививать уважение, ни в коем случае не перенося собственный отрицательный опыт на детей.
💠 Преподносить статус школьника как нечто особенное, чтобы ребенок радовался, что он уже школьник, а не горевал, что "детство закончилось".
💠 Отложить на первое время запись в дополнительные кружки и секции. Дети не могут выразить словами, что устали. Это будет проявляться в перепадах настроения, плохом аппетите. Лучше ребенку сказать, что набор в кружки будет немного позже.
💠 Доверять самостоятельно собирать портфель и другие вещи. Не оставляйте это на "потом", так как уроки и сопутствующие вещи - это зона ответственности ребенка, которая не требует идеальности с первого дня, но служит для формирования ответственности и осознанности маленького ученика. Помогайте, но не делайте вместо ребенка.
💠 Оставлять обязательно время для свободной игры вне школы.
💠 Искренне интересоваться делами в школе, поддерживая бодрый дух и положительный настрой: "Что сегодня тебя порадовало больше всего в школе?", "С кем ты сегодня общался?", "Что было самым интересным на уроках?", "Что ты делал на переменах?", "Что нового ты узнал?" и т.д.
💠 Развивать веру в свои силы. Это просто необходимо. Если ребенок досадует, что не получается что-то, уверенным тоном говорите, что это ПОКА не получается, а со временем всё наладится. Приведите пример из собственной жизни, когда Вы над чем-то трудились, а вышло не сразу. Также на примерах из дел ребенка показывайте, что какое-то время назад у него получалось так, а теперь вон как! (приукрасьте результат при необходимости, но обязательно от души, дети очень чувствуют неискренность слов и расстраиваются от таких "поблажек"). Замечайте и отмечайте даже самые небольшие успехи, чтобы создать важность и особенность статуса ученика👍🏻Застегивать рубашку и складывать карандаши в пенал тоже подходит!👌🏻
💠 Не сравнивать ребенка с другими детьми (это просто золотое правило!). Будь-то знакомые, будь-то не знакомые ребенку дети.
💠 Не навешивать ярлыки: "слабенький", "самый маленький", "командир", "тихоня" (любой ярлык - даже с на первый взгляд положительной окраской - мешает ребенку развиваться). Ребенок должен занять своё место в классе, которое определится временем и личными контактами малыша.
💠 Помнить о физической активности, давать возможность просто побегать, покататься на велосипеде, а не "он уже школьник, а ему одни игры в голове".
💠 Не стараться на первых порах "вспомнить" весь материал, который ребенок "учил" раньше. Если подготовка не была произведена плавно и дозировано, не нужно это компенсировать в первые месяцы учебы, это только усугубит ситуацию.
💠 Обнимать минимум 8 раз в день без причин и заслуг, потому что он всё еще ребенок, нуждающийся в теплоте и поддержке самых родных людей
Текст Olena Kalyta
Еще больше статей на сайте
study-smile.com