Секретные методы привития любви к чтению.
Основатель и руководитель Центра скорочтения, автор более 30 уникальных методик экспресс-чтения, автор книги - Шамиль Ахмадуллин делится важными практическими знаниями и советами.
Начнем с того, что
заставлять ребенка читать нельзя.
Как мы говорили выше, принуждение ни к чему, кроме отвращения к книгам, привести не может.
Есть действенные способы, как привить ребенку любовь к чтению.
И хочу сразу уберечь многих родителей от одного достаточно действенного, по их мнению, способа — обмена.
Когда родитель предлагает ребенку читать в обмен на что-то.
Например: «Прочитаешь 10 страниц — получишь шоколадку» или
«Прочитаешь эту книжку, перескажешь мне — пойдем в кино» или в «Макдоналдс».
Способ действенный, иногда применим в воспитании, например:
«Ты помоешь посуду и получишь что-то» — это нормально.
Уборка — это то, от чего мало кто будет получать удовольствие, поэтому принцип обмена здесь допустим.
Но ведь мы хотим
привить любовь к чтению, а не сделать чтение неприятной обязанностью.
А любовь к чтению вы так точно не привьете.
Очень хорошо, если у вашего ребенка есть
любимая книга, которую он любит перечитывать.
Кстати, нельзя мешать ему это делать.
Если он уже в 20-й раз перечитывает что-то — это очень хорошо.
У вашего ребенка должна быть любимая книга, которую ему хочется перечитывать много раз.
(прим. Если пока любимой книги нет, в книге «Скорочтение для детей» есть советы – как лучше подобрать своему ребенку любимую книгу).
Есть еще одна проблема:
ребенок может любить книги, но не любить читать.
Это проблема детей младшего возраста.
То есть ребенок обожает, когда вы ему читаете, но при этом сам читать не хочет.
Есть методы решения и этой проблемы.
Первое — это попробовать почитать по ролям.
Если в книге есть диалоги главных героев, просто говорите ребенку: «Давай сыграем в театр: я буду этим персонажем, а ты будешь этим персонажем».
И разыграете такую сценку: вы читаете одну роль, ребенок читает вторую роль.
Дети с удовольствием втягиваются в такую игру.
Это очень весело, а главное действенно, у ребенка не возникает ощущение того, что вы его как-то обманываете, что-то заставляете делать.
Другой способ… не совсем честный, но невероятно действенный, и я часто рекомендую его родителям.
Вы читаете ребенку книгу и на самом интересном месте, которое сами заранее определили, вдруг вспоминаете о неотложных делах.
Вы кладете в книжку закладку и говорите: «К сожалению, сейчас не могу, есть неотложное дело. Смогу только завтра.
Но если ты хочешь узнать, что было дальше, то вот здесь я оставляю закладку, дальше ты сможешь прочитать сам».
И
оставляете ребенка с книжкой одного.
Достаточно велика вероятность того, что он дочитает.
В психологии есть такое понятие «гештальт» —
целостный образ.
Он остается у ребенка незакрытым и при этом эмоционально подкрепленным.
Когда сцена не закончена, ребенку очень интересно, что же произойдет дальше, особенно если книжка читается первый раз, если он уже включился в сюжет, представляет образами, что и как там происходит, — весьма вероятно, что
ребенок откроет книгу и будет читать сам.
Если интересную книгу ребенку подобрать пока что не удается — ничего страшного. Можно на начальном этапе обойтись комиксами или журналами. Определите ту тематику, которая ребенку интересна.
Допустим, это автомобили.
Купите журналы или комиксы на данную тему, обязательно выбирая их вместе с ребенком.
Включенность ребенка в этот процесс значительно повышает ваши шансы на успех.
Еще
очень частая ошибка, которую совершают родители.
Они пытаются навязывать ребенку те книги, которые им были интересны в их детстве.
К сожалению, это плохо работает, ведь времена очень сильно изменились.
Например, «Тимур и его команда» — очень хорошая, добрая и правильная книга.
Но проблема в том, что мотивировать ребенка читать такие книги сейчас практически невозможно.
«Тимур и его команда» пропагандировала ту модель поведения, которую пропагандировала и пионерская организация. Это была общественная идеология, это был общесоюзный тренд.
Для большинства детей того времени эта книга — как будто кусочек из их жизни, притом очень яркий и запоминающийся, которым можно гордиться.
Поведем небольшой итог.
В книге, которую ребенок читает, желательно должны быть герои и ситуации, близкие и знакомые ему.
И еще, повторюсь, важен
личный пример родителей.
Потому что дети будут вас во многом копировать, моделировать и делать то же, что делаете вы.
Поэтому если даже вам самим не хочется читать, то хотя бы создавайте иллюзию этого.
Ходите с книгами в руках, делайте так, чтоб ребенок вас часто видел за чтением. Чаще рассказывайте о том, что вы прочитали, пусть даже это было прочитано 5–10 лет назад. Ваша цель — добиться того, чтобы в голове ребенка сформировалась мысль:
ЧИТАТЬ – ЭТО ЗДОРОВО! Раз мама и папа читают — это хорошо.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
На своих тренингах по скорочтению мы не только учим детей технике быстрого чтения.
Мы вместе с ними ищем ответы на вопросы: «Почему читать быстро – это удобно и круто».
Для того, чтобы попасть на наши курсы, необходимо записаться на собеседование по телефону
+7(347)266-87-83
Или сделать заявку на
нашем сайте