Отрывки из книги «СКОРОЧТЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное»
Основатель и руководитель Центра скорочтения, автор более 30 уникальных методик экспресс-чтения, автор книги - Шамиль Ахмадуллин делится важными практическими знаниями и советами
«Цель этой книги — показать вам, что новомодное слово «скорочтение» — это не обман и не магия, а всего лишь набор приемов и методик, который в 99,9 % случаев работает у всех, кто приложил определенные усилия и действовал по инструкциям.
Скорочтение — это навык, который можно «встроить» в вашего ребенка».
ГЛАВА 1. ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ?
От родителей, которые к нам обращаются, мы часто слышим примерно следующее: «
Абсолютно не читает!», «Ничего не хочет читать, постоянно сидит перед телевизором», «Постоянно сидит в социальных сетях, читает вместо книг одни пошлые анекдоты да смотрит тупое видео», «Абсолютно не хочет брать в руки книги». Или: «Вот я помню, у меня в подростковом возрасте родители книжки из рук отбирали, а я все читала. А это поколение как читать заставить?»
Действительно, то, что современный ребенок не хочет читать и практически не читает, это неоспоримый факт.
Давайте разберем основные причины, по которым дети не любят читать.
Просто дети не умеют правильно читать.
Во-первых, давайте вспомним, как нас учили читать. Или вспомним, как учили читать вы или педагоги ваших маленьких детей. В принципе, существует всего два метода обучения чтению. Выделяют и третий, сочетающий в себе два первых метода.
Зрительный метод.
Ребенку показывают какие-то картинки. Например, это может быть картинка с изображением собаки и с подписью внизу — «собака». Потихонечку ребенок начинает соотносить определенную картинку с определенным словом. Ребенку демонстрируют картинку и проговаривают слово до тех пор, пока он не соотнесет их более или менее по слогам. Затем ему говорят: «Давай пробуй читать «про себя».
Звуковой метод.
Ребенка сначала знакомят с алфавитом и со звуками. Ему объясняют, что есть буква «а», которая обозначает звук [а], есть буква «б», обозначающая звук [бэ], и так далее. В чем особенность этого метода? Например, обучая ребенка читать слово «мама», ему сначала показывают буквы «м», «а», «м», «а». И он читает слово как [мэ] [а] [мэ] [а]. Далее педагог или человек, который обучает ребенка, работает над тем, чтобы он научился соотносить слоги, т. е. чтобы ребенок понимал, что «ма» — это не раздельные элементы, а единый слог «ма». Так он начинает читать по слогам. После того как ребенок доводит этот навык до совершенства, ему говорят, что необходимо читать про себя.
Третий метод сочетает в себе подходы зрительного и звукового методов.
Когда ребенок в дошкольном возрасте 5–7 лет начинает читать по слогам и вроде как понимать прочитанное, ему велят читать про себя. Он начинает читать, не проговаривая текст вслух. И считается, что в этот момент ребенок научился читать.
За время школьного обучения у ребенка несколько раз проверяют технику чтения. В третьем классе, например, она достигает порядка 120 слов в минуту. Это считается превосходным результатом, на котором можно остановиться.
И фактически в это время все обучение чтению, одному из самых важных навыков в жизни, для ребенка заканчивается.
Как говорит один из самых известных и, по моему мнению, лучших экспертов по скорочтению на Западе Тони Бьюзен, фактически это то же самое, что научить ребенка ползать и считать, что двигаться он уже научился. Но ведь есть и другие способы передвигаться: шагать, бегать, танцевать и т. д. О них ребенок не будет иметь никакого понятия.
Естественно, вырастая, человек читает медленно.
Навык быстрого и приятного чтения с хорошим пониманием прочитанного у него не встроен.
Итак, первой причиной, по которой дети не любят читать, является то, что
они просто не умеют правильно читать. А когда ты не умеешь что-то правильно, хорошо и качественно делать, вряд ли это может доставлять удовольствие и вызывать желание делать снова и снова.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Это далеко не все причины того, почему дети не любят читать. Просто в рамках одной статьи невозможно сделать полный пересказ книги. Да и вас, уважаемые родители больше интересуют не причины проблем, а методы их решения.
Вы можете самостоятельно изучить набор приемов и упражнений, направленных на повышение внимания, на расширение поля зрения, на синхронизацию левого и правого полушария мозга и обучить этому своего ребенка. Вот пример такого упражнения.
Упражнения на расширение поля зрения
Для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ребенку необходимо видеть ясным взором большую область.
Это называется «
пятно ясного видения».
Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это
таблицы Шульте.
Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке (на рисунке ниже вы видите таблицу 5 × 5).
Как работать с таблицей Шульте?
Расположите таблицу так, чтобы расстояние до ваших глаз в 3–4 раза превышало длину ее стороны.
То есть если сторона таблицы равна 10 см, то требуемое расстояние составит 30–40 см.
Вам необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25.
Лучше выполнять упражнение на скорость.
Пример из практики.
У нас был мальчик по имени Олег, который делал таблицу Шульте 5 × 5 первоначально за 4 минуты.
За 3 недели тренировок он дошел до результата 7 секунд.
Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно делать это упражнение
честно, особенно на начальных этапах.
На своих тренингах по скорочтению мы используем более 20 различных упражнений и методик,
чтобы научить детей читать правильно.
Для того, чтобы попасть на наши курсы, необходимо записаться на собеседование по телефону
+7(347)266-87-83
Или сделать заявку на
нашем сайте