Продолжение
Начало здесь
Повадки шиншилл.
«У меня характер не плохой, он у меня просто есть!» (С).
Эта фраза как нельзя более подходит к описанию
шиншиллы. Судя по рассказам владельцев, разнообразие характеров ничуть не уступает человеческим. Но узнать, какой у вашего пушистика характер, и насладиться его дружбой можно только, если вы сами готовы быть терпеливым и понимающим другом.
Чего делать нельзя?
1. Нельзя хватать и тискать
шиншиллу. Это совершенно недопустимое обращение, за которое шиншилла может отплатить вам всеми своими способами защиты: от струи мочи до укуса.
2. Нельзя пугать
шиншиллу: кричать, громко ругать и тем более бить, даже символически шлепать. Доверие животного может быть потеряно навеки.
3. Нежелательно менять распорядок ее дня и делать частые перестановки в клетке. Все изменения должны производиться крайне медленно и аккуратно.
4. При дрессировке однажды выбранные команды должны оставаться такими же. Если вы приучили
шиншиллу к слову «нельзя», то пусть и дальше будет именно это слово, а не «перестань, прекрати, ай-яй-яй» и т.п.
5. Мешать ей спать. Днем
шиншилла спит. И это означает, что ее нельзя чесать, гладить, хватать, разговаривать с ней и проч, и проч. Она спит, и этим все сказано.
Что нужно делать, если вы хотите приручить шиншиллу?
Во-первых, набраться терпения. Будет очень неплохо, если вы почитаете о том, как они живут в дикой природе, - так вы будете лучше понимать своего хвостатого. В природе
шиншиллу от опасности спасает скорость реакции. Поэтому
шиншилла всегда настороже. Природные инстинкты заставляют ее в случае малейшего подозрения делать молниеносный прыжок в непредсказуемую для врага сторону. Однозначно
шиншиллу пугают движения руки сверху. Видимо, это потому, что хищные птицы – основные враги грызунов и надвигающаяся сверху тень – явный сигнал опасности. Поэтому руку
шиншилле лучше подносить снизу, тыльной стороной ладони вверх. Не нужно торопиться. Даже если вы уже давние друзья, дайте зверьку обнюхать вас и присмотреться.
Также
шиншиллы боятся змей. Поэтому избегайте звуков шипения, чего-то длинно-ползущего, стремительного движения, в общем, имитации змеиного присутствия и нападения.
Если зверек еще не освоился у вас, то сразу настройтесь на то, что ему нужно будет столько времени, сколько он захочет. Первые несколько дней лучше не обращать на него внимания: просто менять воду, подсыпать еду, ставить купалку (это не только гигиена, но и удовольствие, лекарство от стресса). И лишь когда вы увидите, что шиншилла уже не шарахается от вас в противоположный угол клетки, можно начинать общение с ней. Для начала можно с ней очень тихо поговорить. Ласковые слова и ласковый тон может и не в первый день, но обязательно успокоят малыша. Затем можно открыть дверцу, положить на ладонь лакомство и тихонько завести руку в клетку. Дальше не нужно торопиться. Зрению у
шиншилл слабое, а вот нюх – ого-го! Если шиншилла проявит интерес к вкусняшке, то дальше не стоит торопиться. Если малыш взял лакомство – считайте, полдела сделано. После этого нужно оставить его в покое.
В нашем случае хватило нескольких дней для того, чтобы усатый уже бежал к ладони, когда открывалась дверца клетки, а потом уже ел лакомство, сидя на руке.
Следующим моментом приручения явились прогулки. Сразу скажу, что к прогулкам в среде шиншилловодов очень разное отношение. Есть люди, которые, услышав о прогулках вне клетки, готовы сжечь вас на костре. А есть те, кто считают это необходимым условием здоровья и развития
шиншиллы. О прогулках мы еще поговорим, я лишь делюсь здесь своим опытом приручения. Собственно, у нас основное общение и происходит именно на прогулках. Когда Шуршик обегает всю комнату, вволю накупывается в песке и совершает положенное количество скачков, прыжков, кульбитов и переворотов, он непременно идет к тому, кто его гуляет.
Обычно я сажусь на коврик и терпеливо жду. В руке у меня уже заготовлена вкусняшка, и Шуршик это отлично знает. Он встает на задние лапы и смотрит на меня хитрющим взглядом. Можно долго играть в гляделки, но если сказать ему:
«Шуршик, на!», то маленький хулиган стремглав несется, запрыгивает на колени и начинает в нетерпении попискивать и совать в ладонь нос с длинными усами-
вибриссами. Наевшись, Шуня начинает вторую серию
«Марлезонского балета». Убедившись, что больше ничего вкусного нет, он опять бегает в броуновском порядке по всей комнате, не забывая впрочем, пробегать по мне. Может запрыгнуть на плечо, посидеть на коленях, спрятаться за спиной. А затем обязательно начинается проверка на прочность. Внезапно сорвавшись с места, Шуршик несется к удобному для обгрызания обоев углу или к куче проводов за компьютером. Сделав вид, что сейчас он будет грызть это хозяйство, маленький бандит принимает выжидательную позу и оглядывается на меня.
В этот момент нужно укоризненным тоном сказать, что вообще-то мама все видит, а потому вести себя надо разумно. Шуршик все бросает, встает на задние лапки и делает вид, что обои – это последнее, что может его интересовать в этой жизни. Если по-настоящему начинает что-то грызть или находит клочок бумаги, который волочит в клетку или под стол, то нужно строго и громко сказать «нельзя». Еще можно приучить к тому, чтобы «нельзя» сопровождалось хлопком ладоней – это нетравматично и доходчиво.
Дверца клетки должна быть открыта во время всей прогулки. Если малыш побежит домой и наткнется на невозможность попасть туда или, еще хуже, ударится об нее, считайте, вы нанесли ему травму и подорвали доверие. Следующая прогулка может состояться очень и очень нескоро.
Я дрессировала Шуршика на три основные команды:
«Нельзя»,
«на» и
«домой». С
«нельзя» все просто – видишь недозволенные действия и делаешь хлопок ладонями, повторяешь твердым голосом это слово. Если прекратил, срочно хвалишь и выдаешь вкусняшку. Со вторым словом все тоже оказалось довольно просто: каждый раз, когда угощаешь лакомством или палочкой, протягиваешь ладонь и повторяешь
«на», пока не возьмет. А вот с командой
«домой» оказалось посложнее. Шуршик чихать хотел на мою дрессировку и бежать в клетку по команде. Тогда я стала подгадывать момент, когда зверек уставал и сам собирался в клетку. В этот момент я тихонько, но настойчиво повторяла
«Домой, Шуршик, домой». Когда же шиншилленок запрыгивал в клетку, я тут же давала лакомство и хвалила, повторяя:
«Домой пришел, домой, молодец, домой». Через две недели Шуня шел домой и без лакомства, просто по команде.
Не стоит думать, что все
шиншиллы так понятливы и общительны. У этих животных разные темпераменты, разное доверие к миру, разная скорость. Но у всех них есть потребность в общении. И именно поэтому вы можете подружиться. Теперь, когда я открываю клетку, а Шуршик уже проснулся и сидит на полке, я не торопясь подношу ему сначала ладонь, а потом приближаюсь плечом. Наше солнышко запрыгивает на плечо, потом на голову, радостно попискивает, щекотит меня своими усами. Чуть позже он будет проситься на прогулку, стоя на задних лапах и держась передними за решетку клетки. Он будет перебегать от одной стенки к другой, мелькая умилительным пушистым животом и напуская на себя натурально просительный вид. Ни дать ни взять сирота. Дайте, люди добрые попить, а то так есть хочется, что аж переночевать негде. Сами-то мы не местные…
Надо сказать, что и теперь, когда мы с Шуршиком в прекрасных отношениях, я стараюсь уважать его границы и привычки. И если мне хочется его приласкать, а он начинает недовольно ворчать, то я покорно убираю руки, как бы мне не хотелось ощутить в руках эту невообразимую мягкость шерстки. За это Шуршик вознаграждает меня знаменитой
«улыбкой шиншиллы».
Единственным исключением, в котором я бестактна и беспардонна, является лечение и чесание. Ну тут уж приходится плюнуть на этикет и приличные манеры, выловить серого аристократа за хвост, ухватить правильным образом и выполнить необходимые процедуры. После этого Шуршик какое-то время дуется, поворачивается боком, а то и ругается своим неповторимым лаянье-кваканьем. Впрочем, вкусность и искренняя просьба о прощении вскоре делают свое дело – меня милостиво прощают.
Что еще сказать о приручении
шиншилл? Для меня это друг. Я уважаю его границы и привычки, обязательно разговариваю с ним, нахожу время почесать щечки и шейку, дать лакомство. Не каждый день, но стараюсь найти время для прогулки. И зверек платит мне привязанностью, явно выделяя из остальных членов семьи. Вы хотите от своего питомца нежности и привязанности? Тогда запаситесь терпением, и вы обнаружите совершенно другую
шиншиллу – милейшее существо на земле. Она приходит в ваше сердце однажды и остается там навсегда...
Продолжение следует