Конкурс! Сделай "Удачный кадр" и выиграй
Благотворительная акция Поможем Ратмиру Тимербаеву!
• Блог
• 

Что надо знать, чтобы не бояться критики



Когда мы слышим, как критикуют других, мы считаем это вполне нормальным явлением и думаем с осуждением: «И чего он (она) кипятится, ведь все правильно говорят». Но стоит кому-то высказать в наш адрес упреки, мы с таким же негодованием начинаем отвергать их. Почему критика так нас цепляет? Почему даже справедливое замечание от любимого или уважаемого человека вызывает наш протест, открытый или подсознательный? Психологи отвечают на эти вопросы однозначно: «Любой человек любит больше всего себя». И в зависимости от своего темперамента реагирует по одной из трех моделей: игнорирует, сам критикует либо оправдывается. Что же лучше?
Не нравится — да иди ты в… игнор!

«Ты никогда не даришь мне цветы!»
«Ты так и не научилась варить борщ, как моя мать!»
«Перестань копаться, мы опаздываем!»
После таких фраз чаще всего и случается «игнор», потому что эта критика высказана как ультиматум и не предполагает взаимоприемлемого диалога. А он обязательно должен быть, молчаливое игнорирование требований другой стороны — наихудший вариант решения. В обиженных остаются обе стороны: одна — за то, что с ее мнением не считаются, а другая молча копит обиды. Такая ситуация ведет к кризису и эмоциональному отчуждению.



Вот еще типичный случай «игнора»:
Она: «Я в ужасе от того, как ты поступил!»
Он: «Прошу тебя, давай поговорим завтра, не порть мне настроение!»
Она: «Нет, я должна сегодня сказать тебе все, я чуть со стыда не сгорела перед гостями!»
Он: «Я же просил подождать. Да пошла ты...!»
Хлопнув дверью, он уходит.
Настоять на своем во что бы то ни стало?!

Добиться своего, настаивая или оправдываясь, тоже не выход. В таком случае вы вынуждены обороняться, а это всегда унизительно и вдвойне обидно, проблема же остается нерешенной.
Она: «Я знаю, что ты мечтаешь о новом компе, но мы не можем себе это позволить сейчас!»
Он: «Давай сократим текущие расходы или возьмем кредит!»
Она: «Ну как ты не поймешь. Малыш требует ежедневных покупок, а мы будем влезать в долги!».
Он: «А я сказал: решено!»
Каковы чувства женской половины? Конечно, она так обижена за себя и ребенка, что готова кричать и ругаться и дальше, до победного конца. Но решит ли это проблему? Так же невыигрышна попытка оправдаться во что бы то ни стало, она только подливает масла в огонь.
Начальник: «Почему вы опоздали?»
Подчиненный: «О, извините, я опоздал на свой автобус и...»
Начальник: «Вы отдаете себе отчет, что сорвали важную встречу! И вчерашнее задание сделано кое-как! Не хотите работать?»
Подчиненный: «Вчера я болел, не смог сконцентрироваться, да и …»
Начальник:«С меня хватит! Считайте, что Вы уволены!»



Лучшая защита — это нападение?

Часто на критику в свой адрес мы спешим ответить тем же. Выпаливая в ответ свои обвинения, мы думаем, что этим сохраняем свое достоинство. Это тоже ошибочная точка зрения. Обоюдная перепалка может привести к крупной ссоре, разрыву отношений, а проблемы тоже не решит, потому что о ней, как правило, забывают в пылу взаимных упреков.
Как же правильно?

Если ваша цель — сохранить хорошие отношения с человеком, но при этом иметь возможность защитить себя, следует предпринять два шага:
1. Выслушать критику и сразу уточнить ее суть и детали.
2. Когда все выяснили, соглашайтесь с критикой.

Да, да, вместо возмущения спокойно уточните, чем именно вызвано недовольство. Эта тактика отличается от наступательной, оборонительной или игнорирующей позиции, ее цель — достичь взаимопонимания. Тон вопроса при этом должен быть доброжелательным. Если вы удержитесь от язвительности, то, скорее всего, вопросов больше не будет, потому что «противник» ожидал атаки с вашей стороны, а увидел желание разобраться ко взаимной выгоде.

Она: «Андрей, знаешь, мне не нравится, как ты ведешь себя за рулем!»
Он: «Что именно тебе не нравится? Я резко торможу?» (вопрос на уточнение)
Она: «Да нет, с торможением все в порядке, просто я боюсь большой скорости, а ты летишь 120 км/час!»

Ребенок: «Мама, оказывается, ты меня нисколечко не любишь!»
Мама: «Почему ты так решила ?Это от того, что я не поиграла с тобой в куклы, когда готовила ужин?» (уточняем)
Ребенок:«Нет, мама, ведь я просилась с тобой в магазин, а ты меня не взяла.»

Шеф: «Иван Иваныч, я сомневаюсь, что работа будет выполнена вовремя.»
Иван Иваныч: «Можно спросить, почему Вы так считаете?» (уточненяем)
Шеф: «Во-первых, у Вас завал с текущими делами, во-вторых, вы имеете замечания по качеству выполнения последнего проекта.»

Уточняя претензии, вы получаете возможность понять, в чем суть недовольства вами. В первом случае, не уточнив, молодой человек подумал бы, что его избранница не очень высоко ценит его водительские качества и обиделся бы. А дело было в том, что она просто боялась быстрой езды. Второй пример иллюстрирует, что ребенок имел в виду конкретный случай, а не вообще отношение матери к себе. И, наконец, в третьем примере наглядно видно, что хотя Ивану Иванычу и отказали в получении важного заказа, начальник увидел, что сотрудник заинтересован в сотрудничестве и готов прислушаться к словам шефа. А это верный шанс, что мнение об Иване Иваныче у начальства изменится.

Итак, выход таков: уточнить критику и согласиться с ней. Многие сейчас хмыкнут: «А если замечание несправедливо?» Даже и в таком случае, соглашаясь, вы фактически остаетесь на своем. Убедитесь в этом сами.

Шеф: ««Вы стали часто опаздывать!»
Подчиненный: «Да, я не успел сегодня на работу, хотя раньше за мной такого не наблюдалось, я был всегда пунктуален».

Он: «Сколько можно ждать?»
Она: «Да, я что-то замешкалась, к счастью, мы еще не опаздываем.»

Соглашаясь, собеседники не чувствуют унижения, они общаются на равных, а если бы хлопнули дверью и ушли, стали возражать или оправдываться, дело неминуемо дошло бы до разногласий и скандала. Признать справедливую критику не так уж и сложно, самое интересное, что ее можно при этом нейтрализовать, для этого надо повторить слова критикующего, и оснований для критики не будет!

Она: «Ты опять не почистил свою обувь!»
Он: «Да, ты права, я не почистил ее».

Умение правильно повернуть критику (уточнить!) и вовремя согласиться с ней непременно даст больше шансов к взаимному согласию и сотрудничеству!
+25 спасибо спасибо!  9 декабря 2014 г. 12:42 добавить в избранное 18 NatalyaBogden комментарии 10
Поделиться:
• Комментарии
Bird, 9 декабря 2014 г. в 13:29 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Спасибо за статью! Действительно обычно все так и есть))
Bassey, 9 декабря 2014 г. в 17:37 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Большое спасибо за статью, очень актуальная для меня.
YOLA, 9 декабря 2014 г. в 18:34 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Интересно! Как-нибудь попробую на свекрови)
_Ameli_, 9 декабря 2014 г. в 21:10 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Очень полезная статья! Надо взять себе на заметку!
ВераВ, 9 декабря 2014 г. в 22:04 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Большое спасибо,очень полезная статья!
Marchen, 9 декабря 2014 г. в 22:15 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
А я то оказывается правильно себя веду)
Witchka, 9 декабря 2014 г. в 23:35 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Ага. У меня муж любит реагировать согласием. Иногда прибить охота. "ты же должен был то-то сделать и не сделал", "ага, не сделал". И все. Как с Равшаном из Нашей Раши общаешься. "защем ругаисся, насяльника" и так ничего и не меняется. Кроме того, что согласиться, надо еще и какие-то шаги по решению ситуации предпринять.
Юлия84, 10 декабря 2014 г. в 14:05 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Да уж, мне бы так научится
Максвет, 10 декабря 2014 г. в 17:26 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Спасибо за сталью! Очень люблю подобные темы.
Alina55, 17 декабря 2014 г. в 11:03 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Очень интересно! Нужно будет попробывать с мужем

• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта