• Блог
• 

История одного путешествия. Египет. Часть 2.

Продолжение.
Начало здесь

Перед входом в Каирский египетский музей мы сдали в специальное хранилище всю видео и фото аппаратуру. Как нам объяснили служители музея, подобные меры применены, чтобы защитить древние экспонаты от влияния вспышек, которые могут им серьезно навредить.
Музей расположен на ставшей печально знаменитой площади Тахрир. Во время недавних революционных событий, когда основные действия развернулись, по сути, перед зданием музея, мародеры ринулись в залы и успели вынести некоторые предметы. Грабеж продолжался бы и дальше, но, к счастью, практически мгновенно было организовано живое кольцо вокруг музея, а на мародеров была объявлена охота. В результате такой активности были утрачены только 18 ценнейших артефактов, но те, что были найдены, беспощадно пострадали.



По Каирскому египетскому музею, как по Эрмитажу или Лувру, можно ходить годами. Количество залов и экспонатов огромно, но еще больше хранится в запасниках музеях. Впрочем, сейчас уже почти закончено строительство второго музея, так что есть надежда, что вскоре эти экспонаты увидят свет.
Именно здесь, в специальном зале хранится все содержимое гробницы Тутанхамона – единственной не пострадавшей от грабителей и «диких археологов». Красота некоторых вещей заставляет забыть о времени. Впрочем, само слово «время» приобретает там иные краски – некоторым экспонатам по 5 тысяч лет.
Отдельного внимания заслуживают залы папирусов и мумий. К прежней коллекции царственных особ недавно присоединили мумию царицы Хатшепсут – единственной властительницы Египта, правившей как фараон-мужчина.



Не могу сказать, что мумии выглядят как живые (ну да это и к лучшему))) ), но на некоторых из них сохранились волосы и ногти, что говорит о необычно высоком уровне искусства бальзамирования у древних египтян. Собственно, этому занятию был посвящен отдельный культ и бог-покровитель. Это Анубис, бог с головой шакала.



Древние египтяне верили, что от правильности погребения зависит все оставшееся существование человека. А поскольку после земной жизни оно переходит в бесконечность, то очень важно соблюсти все положенные обряды. В случае же нарушения хотя бы одного из них, усопшего ждала страшная участь – душа не находила тела и была обречена на вечные скитания и мучения.
Можете себе представить, насколько разгневаны были жрецы фараона Эхнатона, мужа знаменитой Нефертити, если стерли черты его лица с его же собственной предсмертной маски! Это было настоящей местью, причем очень продуманной и жестокой: считалось, что именно по маске, которая представляла собой копию лица умершего, душа должна была опознать тело для воссоединения. Впрочем, Эхнатон по меркам древнего Египта и правда, как-то очень реформаторски подошел к тонким вопросам культуры и религии)))) Собственно, изначально его звали вовсе не Эхнатон, а Аменхотеп 4. Спустя небольшое время после прихода к власти, Аменхотеп объявил многобожие незаконным и стал преследовать жрецов и поклонников многочисленных культов. Единственным богом он объявил Атона, олицетворением которого служил солнечный диск, и даже сменил имя на Эхнатон, что в переводе означало «Полезный Атону». Прежние памятники и культовые предметы стали активно уничтожаться, жрецы и знать - жестоко преследоваться.



Трудно с уверенностью утверждать, что толкнуло фараона на этот шаг. Историки называют множество причин: от необходимости объединения Египта до слишком обогатившейся, а потому изрядно обнаглевшей аристократии. Есть даже версия о психических проблемах фараона, приведших его к крайнему фанатизму, что отчасти подтверждают некоторые его изображения: дегенеративное лицо, вытянутый череп и проч. Вполне возможно, царю удался бы его смелый замысел, будь он более умным, а может, более здоровым правителем. Беда в том, что за годы правления Эхнатон, излишне увлеченный насаждением нового культа, пропустил внешнюю угрозу, не оценил влияния жреческого сословия и разрушил дружеские отношения с правителями-соседями. К тому же, прежние верования и боги давно и крепко вошли в сознание людей. Каждый город имел своего бога-покровителя, сотни и тысячи лет люди хоронили своих отцов по устоявшимся традициям, а разрушение храмов и изображений (Эхнатон не пощадил даже имя отца, заменив его часть на слово «атон») озлобляло весь народ: от простых людей до знати. В результате фараон оказался в одиночестве и изоляции, а после его смерти, давно таившие злобу, жрецы сделали все, чтобы отомстить реформатору мучениями в масштабе вечности. Место, где Эхнатон построил новую столицу, считалось у египтян проклятым и нечистым.
В музее в зале Эхнатона можно увидеть картину, где фараон и вся его семья поклоняется Атону. Цепочка сильно похожих друг на друга людей воздевает руки к солнечному диску, осыпающему их лучами. Если верить этой картине, то знаменитая Нефертити, символ красоты и женственности, предстает в несколько иных красках))).



В этом же зале находится и саркофаг царя, в котором лежит та самая маска без лица.
Вообще, в египетском музее поневоле настраиваешься на полумистическую атмосферу. Отчасти это связано с еще неразгаданными тайнами некоторых артефактов. Впрочем, многие из тех, что уже перестали быть загадкой, все равно поражают мастерством изготовления или колоссальными усилиями. К примеру, глаза некоторых статуэток и статуй неотступно следят за тобой все время, пока ты находишься в зале. Некоторые из них будто улыбаются, другие преследуют грозным и даже гневным взглядом, третьи – высокомерны и презрительны. Эти глаза, невероятно живые, имеют не только цвет, но и оттенки. Такой эффект достигается за счет использования кварца, секрет которого древние египтяне познали много раньше других народов. Многие статуи поражают не только размерами, но и тем, что они сделаны из цельного камня. Мастерство их обработки – идеально гладкие поверхности и великолепные в своей точности анатомические линии – вызывает настоящий восторг и уважение к людям, сумевшим сотворить такое без лазера, станков и приборов.



Мы провели в Каирском музее больше 4 часов. Собственно, нас оттуда выгнал только голод и усталость полубессонной ночи. Глаза у меня горели, я чувствовала себя почти египтологом, если не по знаниям, то, по крайней мере, по священному интересу к этой немыслимой древности и культуре.
Продолжение следует...

+13 спасибо спасибо!  24 ноября 2014 г. 14:43 добавить в избранное 16 альба комментарии 2
Поделиться:
• Комментарии
AnnaSan, 25 ноября 2014 г. в 13:06 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДУ ПРОДОЛЖЕНИЯ
альба, 25 ноября 2014 г. в 13:08 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Спасибо
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта