• Блог
Школа 101 читатель
• 

Новенький - готовенький?



Все ли первоклашки доучиваются до выпуска в одном и том же коллективе? Очень многие родители меняют место жительства, переводят ребенка из одной школы в другую из соображений престижности, из класса в класс в поисках лучших условий. И чем старше ребенок, тем больше трудностей возникает при смене коллектива. Этот урок социализации порой бывает жестоким, и результат может быть разным: ваш ребенок может еще более замкнуться, а может приобрести харизматичность лидера. Ваша помощь может состоять в том, чтобы подготовить переход. Тогда новенький ученик не станет для класса готовеньким объектом для розыгрышей и других испытаний «на вшивость».


До перехода — навести мосты

Познакомьтесь с учителем или классным руководителем заранее, расскажите о своем ребенке, узнайте о новой школе, классе, об особенностях учебного процесса. Попросите учителя показать школу, класс, рассказать о детях. Можно пообщаться с несколькими активными родителями класса, попросить встретиться с сыном или дочерью, тогда в первый день у новичка не будет страха перед незнакомым коллективом и даже будет в нем приятель. Очень важно предупредить учителя заранее, если раньше у вашего ребенка были проблемы с общением. Опытный и ответственный педагог обязательно это учтет.
Первый день — стратегия доброжелательного слушателя

На переменах ребята будут разговаривать, что-то обсуждать. Новенький не должен стоять в стороне, надо подойти и спросить: «Можно я послушаю?» Слушать надо с интересом, кивать, поддакивать, но не вступать в разговор, пока не зададут вопрос. А не спросят — еще лучше, чем меньше на первых порах о новичке знают, тем больше интересуются им в позитивном смысле.
При удобной возможности можно попросить одноклассников показать школу, столовую, спросить о чем-то. Перед уходом домой доброжелательно со всеми попрощаться. Девочки всегда более дружелюбны, поэтому благосклонно примут новенькую, если она не будет стремиться сразу выделиться. Мальчишки же любят провоцировать на драку, задираться. Сыну посоветуйте вести себя доброжелательно, но «наезды» пресекать сразу же. Жаловаться сразу учителю не стоит, это лишь сплотит класс против новичка, сделает их с глазах друг друга героями. Родителям нужно терпеливо переждать период вхождения в новый коллектив, не мешая ребенку самому выстроить отношения и обрести опыт социальной адаптации. Ваш вклад — помогать советом и поддерживать уверенность, делиться своим опытом.


Следующая задача — выделиться, не выделяясь

Утвердиться в коллективе, обратив на себя внимание с позитивной стороны — самый простой способ. Надо продемонстрировать свои сильные стороны любым доступным образом, но при этом не хвастовством или назойливой активностью. Хвастунов и выскочек не любят нигде. Умеешь хорошо учиться, рисовать, танцевать, декламировать — подготовься и покажи так, чтобы ахнули и поразились.
Здесь нужно уберечься от ложного авторитета: не хвалиться вещами, положением родителей, жизненными благами («У меня крутой компьютер, папа, дом, район и т. д.»). Такое хвастовство не простят дети, живущие в более скромных условиях, поэтому у новичка сразу появятся недоброжелатели. Родители тоже могут помочь на этом этапе созданием успешных ситуаций общения: устройте общие праздники, экскурсии, соревнования, выезды на природу с фото сессией (если, например, папа хорошо фотографирует), издание веселой газеты (если мама хорошо рисует).
А если все-таки не приняли?

Как показывает опыт, чаще всего причины кроются в самом ребенке. Не спешите вмешиваться, поймите, вы не сможете прожить за своего ребенка его жизнь, как бы ни старались, это он, а не вы должны получить уроки для его будущей жизни и пережить свои радости и свои трудности. Поэтому терпеливо делите их с сыном или дочерью. А вмешивайтесь только в самом крайнем случае, если возникла прямая угроза жизни и здоровью вашего ребенка. Но и тогда делать нужно это осторожно, привлекая в союзники психолога и педагога. Подводя итог, можно констатировать, что от действий родителей во многом зависит, каким придет в новый класс их новенький — «готовеньким» для успешной социализации или «мальчиком для битья».
+18 спасибо спасибо!  16 октября 2014 г. 16:20 добавить в избранное 17 NatalyaBogden комментарии 4
Поделиться:
• Комментарии
Marjam, 17 октября 2014 г. в 15:37 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
ну ну.. Кто это писал?? Человек, который сам не сталкивался с подобной адаптацией??
"Как показывает опыт, чаще всего причины кроются в самом ребенке. Не спешите вмешиваться, поймите, вы не сможете прожить за своего ребенка его жизнь, как бы ни старались, это он, а не вы должны получить уроки для его будущей жизни и пережить свои радости и свои трудности. Поэтому терпеливо делите их с сыном или дочерью. А вмешивайтесь только в самом крайнем случае, если возникла прямая угроза жизни и здоровью вашего ребенка. "
Именно так поступили мои родители и мой классрук, хотя я 2 года молила о помощи и просила перевести в другой класс. Мне так и говорили: "Вина кроется в тебе", "Ты сама виновата".. Итог: разрушенная жизнь, точнее самая яркая ее часть - юность, 8 лет работы у прекрасного психотерапевта.. И все еще я не могу до конца уйти из той ситуации. Все еще мне трудно входить в новые коллективы, и общаться с новыми людьми.. (Сейчас пишу, а у самой сердце болит и меня трясет).
Пришлось самой подготовиться и уехать в гимназию, подальше от дома, от родителей, которые так и не услышали моего крика о помощи. И ведь что удивительно, в новой школе - меня приняли хорошо, спокойно.. Конфликты, конечно, были, куда ж без этого, если 3 года - ты живешь "козлом отпущения".. Но мы с большей частью класса (гимназического) все еще хорошо и тепло общаемся, ходим в гости друг к другу, дружим семьями. Тогда как про тот класс, тот период жизни и тот город я вспоминаю с ужасом.
Поэтому, уважаемые родители, не игнорируйте ребенка, не игнорируйте его просьбы, и если не приняли, то лучше сразу подключить психолога, может даже в формате всего класса, а не только ребенка, поговорить с классруком, и может все-таки стоит еще раз перевести, а не калечить жизнь ребенка.... Как это сделали мои родители((((
А в моем случае: я была лидером ( в предыдущей школе я все 4 года была старостой класса), и тут тоже сразу начала выполнять те же обязанности: приносила мел, журнал, раздавала тетради, определяла график дежурства. Классу это не понравилось - они расценили это как "Выскочка", "подхалимка", хотя я не представляла, что я делаю не так. Итог: лидерские и организаторские качества оказались деформированы, самооценка - чересчур занижена, и страх перед людьми..
Если моя история спасет хоть одного ребенка от деградации - значит тот этап был пройден не зря...
альба, 18 октября 2014 г. в 16:00 Хороший комментарий +2 Плохой комментарий
По-моему, в статье речь о том, что не надо вмешиваться, пока ребенок не просит. В вашем случае была прямая угроза психологическому здоровью. Но даже в вашей истории очевиден принесший вам пользу опыт: вы приняли решение сменить школу и сделали все сами для его осуществления. Это великолепный навык, которым многие люди не могут овладеть всю жизнь. Возможно, та работа на собой, которую вы проделали, и помогла вам хорошо адаптироваться в новом коллективе. С призывом слышать ребенка абсолютно согласна. Мама - детский бог. Так пусть бог слышит обращенные к нему молитвы...
NatalyaBogden, 18 октября 2014 г. в 16:46 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Marjam, я писала эту статью, имея в виду и свой опыт адаптации с двумя своими детьми. Они по характеру очень разные, и если у одного ребенка никогда серьезных проблем с приживаемостью в любом коллективе не было, то с другим ребенком мы и школу меняли, и класс, а проблемы не уходили, да и не уходят и сейчас. Но это, конечно, не отменяет Вашей правды. Она в том, что решение о себе должен принимать сам ребенок, в этом я с Вами полностью согласна. Об этом, мне казалось, и писать не стоит, это же очевидно. Обо всем в рамках одного поста не напишешь. Хотелось больше рассказать о том, как помочь,когда помочь еще можно.
katia91, 17 октября 2016 г. в 23:00 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Я учительница, перешла в новую школу, дети совсем серьёзно не воспринимают. Посмотрела фильм Плохая училка, хоть бери и веди себя как в фильме.
В мой класс еще новеньких не переводили, так как я работаю всего год, но информация в статье будет мне полезной, спасибо.
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта