Величайшая русская балерина начала 20 века
Анна Павлова стала легендой еще при жизни. Газеты называли ее “танцующим бриллиантом” и “феей лебединой стаи”. Но даже журналисты не знали ничего об ее личной жизни. “
Я — монахиня искусства. Личная жизнь? Это театр, театр, театр”, – любила говорить балерина. И лишь после ее смерти стала известна подлинная история ее любви.
Анна, незаконнорожденная дочь прачки от петербургского купца, родилась и росла худой и болезненной. Однажды побывавшая на “Спящей красавице” девочка бредила балетом, и в 10 лет мать смогла устроить ее в балетное отделение Петербургского театрального училища.
После его окончания в 18 лет Павлова сразу стала ведущей актрисой Мариинского театра. Ее способности были ошеломляющими. Кроме высочайшей техники исполнения, Анна обладала подлинным артистизмом и природной грацией. Каждый ее танец был импровизацией и никогда не повторялся.
Балерину преследовали толпы поклонников, но она отвергала всех, повторяя, что верна только искусству. Анна лукавила: ее любовником был красивый и богатый прокурор сената, принадлежавший к старинному дворянскому роду - Виктор Дандре. С ее стороны это была любовь на всю жизнь, с его – тщеславное увлечение: в те времена считалось модным и престижным покровительствовать артисткам театра и балета. Он купил ей шикарную квартиру и танцевальный зал, возил по ресторанам, осыпал драгоценностями. Но Анна быстро поняла, что она для Виктора лишь содержанка, и ей никогда не стать его женой. Оскорбленная девушка бросила его, поклявшись забыть обидчика и посвятить всю жизнь балету.
Именно в это время Анна станцевала «Умирающего лебедя», который сделал ее знаменитой. В 1907 году, после гастролей Мариинского театра в Стокгольме, о молодой балерине заговорили в Европе. Вскоре она уже блистала в Париже, в русском балетном театре Сергея Дягилева. Театр приглашали в Австралию и Америку, посмотреть на звезду балета съезжались ценители искусства со всей Европы.
И вдруг разразился скандал: Анна неожиданно бросила театр Дягилева и Париж и уехала в Лондон. Она заключила контракт с директором английского варьете. Целый год великая балерина должна была развлекать публику в перерывах между клоунами и канканом. Многие думали, что прима сошла с ума. Но это было не так – просто ей срочно понадобилась очень много денег, а в варьете заплатили всю сумму сразу.
В это время в Петербурге
Виктор Дандре сидел в тюрьме. После разрыва с балериной удача оставила его: череда неудачных сделок привела к растратам и долговой яме. Никто не мог помочь ему, друзья и родственники отвернулись. Анна отдала все свои деньги, чтобы заплатить его долги и освободить из неволи.
Никому не известно, полюбил ли он ее за этот великодушный поступок или просто так, но вся его оставшаяся жизнь была посвящена Анне. Он поехал за ней в Европу и умолял стать его женой, но роли переменились. После долгих уговоров она согласилась на венчание – при условии, что их брак навсегда останется тайной. “
Я – Анна Павлова и не собираюсь превращаться в какую-то мадам Дандре. Если проговоришься, мы расстанемся”.
Отработав в варьете, Анна набрала собственную труппу и продолжила выступления. Она купила особняк под Лондоном и поселилась там вместе с мужем, который стал ее импресарио, бухгалтером, секретарем, а также вел хозяйство. Он отвечал на письма, вел переговоры, организовывал гастроли, следил за костюмами и декорациями, принимал и увольнял актеров. Анна же выступала по всему миру. За всю жизнь она танцевала в 44 странах, и везде ее встречали на самом высоком уровне.
Их личная жизнь была весьма бурной. Анна так никогда и не простила ему унижения молодости. Она регулярно устраивала скандалы с битьем посуды и истерикой, попрекая его прошлыми грехами, а он молча запирался в кабинете.
После 20 лет такой жизни и бесконечных гастролей Павлова умерла от воспаления легких. Все ее имущество отошло матери: Виктор не смог доказать, что они были официально женаты, ведь всю жизнь это обстоятельство хранилось в тайне, а документы были утеряны. До самой смерти он жил воспоминаниями, написав мемуары об
Анне Павловой и организовав ее фан-клуб.