Главная Блогов Посты Блоги Люди
• 

Самостоятельность как качество личности. Что помогает воспитать?



«Ребенок — гость в твоем доме: накорми, выучи и отпусти», - так говорит о родительских обязанностях старая пословица индейцев.
«Воспитание» и «питание» действительно имеют общий корень. И если с кормлением все понятно (уж мы любим покормить!), то в передаче опыта, том числе самостоятельности и ответственности, то есть духовного питания, не всегда получается. А все потому, что мы в деле воспитания чаще всего уповаем на принцип «ничокакнибудьсправимся», а в результате получаем «ачонехужечемудругих». Что же нужно знать и как надо действовать, чтобы «отпустить» во взрослую жизнь ребенка, способного самостоятельно справиться со своими проблемами?
Что нужно знать и НЕ нужно делать.

Самостоятельность ребенка нельзя воспитать в условиях постоянных запретов. Если вы добиваетесь абсолютного послушания всегда и во всем, да еще и гордитесь этим, то скорее всего, у вас вырастет безвольный, полностью и навсегда зависимый от мамы ребенок. Надеяться на то, что такой ребенок вдруг в одну минуту когда-то превратится в ответственного за свои поступки человека, нереально.



Если вы добиваетесь послушания криком «Нельзя!», и успокаиваетесь на этом, то это не гарантия, что в следующий раз, без вас, он не попробует сделать то же самое. Не экономьте время на разъяснения, почему это нельзя делать, что из этого может быть. Такая беседа формирует не слепое, а разумное послушание.
Распорядок дня имеет решающее значение для воспитания самостоятельности. Привычная «структура» дня поддерживает самостоятельные усилия ребенка любого возраста в обучении и отдыхе. Если режима нет, то роль регулятора берут на себя родители, «стоя над головой» своего чада со своими бесконечными нудными напоминаниями. Ничего, кроме скуки и желания воспротивиться, это в душе ребенка не вызывает.
Самостоятельность и ответственность должны быть неразрывны. Что же бывает на самом деле? Чуть что случится, и мы бросаемся на помощь своему ненаглядному: исправляем его ошибки, всячески поддерживаем, сразу все прощаем, да еще и находим виноватого, оправдывая ошибку своего дитяти. В таких случаях ребенок часто трактует понятие свободы так, как ему удобно: он присваивает себе свободу действий, но при этом считает, что за его поступки будут нести ответственность родители. Не нужно мучиться и размышлять о том, что будет, если ошибешься. Ведь отвечать будет не он. Так самостоятельность переходит во вседозволенность. Так что же, бросить свое чадо в «свободное плаванье»? Нет, просто относиться к нему как к человеку, способному к принятию самостоятельного решения, в том числе и решения о помощи. И если груз ответственности будет слишком тяжел для ребенка и он попросит помощи — отказать нельзя!


Что нужно знать и делать

Учить самостоятельности нужно в двух направлениях: самостоятельности в бытовых действиях (самообслуживание, участие в семейных делах) и самостоятельности в принятии решений, оценке возможных последствий его решений, постановке целей и планировании путей их достижения.
О том, как учить малыша одеваться, умываться, причесываться и т.д., написано много, поговорим о том, как научить самостоятельности в решениях и ответственности.
Маленький человечек учится принимать самостоятельные решения прежде всего во время игры: сюжетной, ролевой, подвижной, с определенными правилами (монополия, шашки, шахматы, карты). Здесь он имеет возможность выбирать решения. И заметьте, детям нравятся такие игры, где больше всего именно самостоятельных решений.
Учить самостоятельности в принятии решений детей более старшего возраста (с 6 лет) нужно на примере жизненных ситуаций. Вы показываете ребенку пути выхода из этой ситуации, все возможности, но выбирает он сам. Но вы ни в коем случае не остаетесь в стороне, а обсуждаете все без исключения его действия и поступки.



Ребенок — личность, у него должно быть свое мнение. Дайте ему немного свободы, чтобы он мог принять самостоятельное решение под вашим контролем. Даже если оно будет неправильным, у вас будет шанс его исправить. Например, дайте ребенку выбрать, как одеться на прогулку. Если он решает одеться слишком легко для холодного дня, объясните, чем это может кончиться, и ребенок тогда примет другое решение, но САМ.
Чтобы вы пришли в своем воспитании к успешному финалу, не жалейте времени, терпения и сил на общение с ребенком! Не бросайтесь завязывать ему шнурки, потеряв терпение в ожидании, когда он это сделает сам. Помните, что ваша родительская миссия — отпустить от себя ребенка, умеющего и шнурки завязывать, и узлы своих проблем распутывать. Чего бы это вам ни стоило. Время обязательно окупится!
спасибо спасибо! 24 сентября 2014 г. 23:41  22 Богден 18
Поделиться:
• Комментарии
ka-muz 25 сентября 2014 г. в 9:13 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
сейчас пожинаю плоды тотального контроля над ребенком: сыну 12 лет, он до сих пор спрашивает меня, что ему одеть))), боремся с этим...
Елана 25 сентября 2014 г. в 9:26 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
расскажите о своих методах )
ka-muz 25 сентября 2014 г. в 9:56 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
просто говорю ему: посмотри на улицу какая погода и подумай сам. Нервничает, злиться, но все же делает сам, я потом проверяю и говорю правильно или нет)
альба 25 сентября 2014 г. в 10:19 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Я стараюсь не проверять. Пусть оденется неправильно, вспотеет или замерзнет - получит опыт, с которым спорить уже не будет. С моим опытом все равно спорит)))
ka-muz 25 сентября 2014 г. в 10:32 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
тоже спорит), но ведь жалко если пойдет и замерзнет, приходится все равно подсказывать))
альба 25 сентября 2014 г. в 10:35 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Я не проверяю не потому, что мне не жалко, а потому что убедилась, что мои подсказки сводят к нулю работу. Крепче своего опыта ничего нет, а если разок даже и замерзнет, то фатального ничего не случится.
ka-muz 25 сентября 2014 г. в 10:35 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
порой бывает в выборе одежды руководствуется не тем какая погода за окном, а тем какой месяц на календаре))), то есть если август, но на улице холодно, может пойти в шортах и футболке "а че, август же, лето")))
альба 25 сентября 2014 г. в 11:03 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Понимаю вас. Но все равно не вижу ничего страшного: выйдет в шортах и футболке, замерзнет и придет переодеться. Своей задачей в это время вижу промолчать, чтобы не спровоцировать поведение "назло". Промолчать очень трудно
ka-muz 25 сентября 2014 г. в 11:11 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
о, да, оч трудно) надо поэксперементировать, хорошо что пока тепло
Wiggle 25 сентября 2014 г. в 21:18 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
с какого возраста Вы начали давать свободу в выборе одежды?
у меня дочь, еще 3 нет, но уже это не нравится, то не нравится... как взрослому не объяснишь еще. дашь сейчас надеть панамку ведь если даже заболеет не поймет причины.
что-то она из одежды сама выбирает, какую футболку, например, из предложенных надеть, но вот чтобы полностью комплект- пока я не решилась выпустить ее в выбранном)
Witchka 25 сентября 2014 г. в 23:09 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
А если выйти в выбранном ею - фуболка и панамка к примеру, а с собой взять кофту и шапку, когда замерзнет, одеть?
альба 26 сентября 2014 г. в 7:20 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
ИМХО, можно такое предложить. Но если будете настаивать,то дело можно и не начинать. Понимаете, суть именно в том, чтобы дать возможность сделать ошибку и ощутить ее последствия. Многие родители воспринимают подобный эксперимент как нечто непоправимое, другие испытывают в случае ошибки ребенка чувство вины и воспринимают ее как свою ошибку. Но если отнестись к ошибке не как к беде, трагедии, а именно как к опыту, то можно улучшить не только жизнь ребенка, но и свою. Ребенок не является нашей собственностью, не должен нам свою жизнь и безошибочное поведение. Он имеет право жить свою жизнь и делать ошибки, как и все живые люди. Только собственный опыт побед и поражений формирует человека на собственный путь.
альба 26 сентября 2014 г. в 7:13 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Обычно дети в три года еще вполне полагаются на родительский авторитет, поэтому мне кажется, что выбор из предложенных вами вариантов вполне достаточен.
Marjam 30 сентября 2014 г. в 14:27 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
3 года - это не страшно.. В 3 года можно договориться, объяснить, взять с собой что-то дополнительно. (Моей старшей сейчас 3. и свой гардероб на день в садик она выбирает сама полностью. Я только смотрю, чтобы сочеталось и подходило по погоде. Причем она сама спрашивает: мама, а на улице: холодно или тепло? Так что радуйтесь, что ребенок пытается сделать что-то самостоятельно. И учите выбирать.. Можно ,кстати, показать, что вы сами одеваете теплую шапку. Или заинтересовать ее чем-то красивым на нужной шапке(а панаму лучше убрать)) .
А вот младшая в 1,7 пытается убедить меня, что сейчас на улицу надо одеть босоножки(которые я вымыла и поставила на свою беду сушиться, чтобы убрать), а не резиновые сапоги.
Истерит, орет. Итог: сидим дома.
А летом, в жару, пыталась наоборот одеть резиновые сапоги (которые принесла из ЦВЗ и решила примерить).
Marjam 30 сентября 2014 г. в 14:38 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
в этом и кроется ошибка: ВЫ говорите ребенку: правильно или нет. Т.е. оцениваете его действия. При таком подходе, он еще долго будет спрашивать что одеть, чтобы не поступить НЕПРАВИЛЬНО, а не чтобы не замерзнуть, или не вспотеть.
ЛУчше окинуть взглядом ребенка и сказать свои ощущения: "В такой бы одежде я замерзла" Или, раз 12 лет, можно с юмором: "А я думала, что сегодня холодно". Или "Моржи дождя не боятся". Все зависит от личных отношений с ребенком. Это если совсем хочется одеть ребенка. А вообще, я бы поступила как Альба: Просто промолчала: замерзнет, вернется, переоденется. В следующий раз будет смотреть на градусник.
Кстати, еще для детей (правда, помладше), советуют составлять таблицу соответствия градусов и количества одежды (для него можно даже распечатать из инета соответствующие фотки моделей - выбрать вместе с ним, обсудить).
Например:
25-30 футболка- шорты
21-24 рубашка-брюки
17-20 толстовка, спортивка, брюки
8-16 ветровка, теплые штаны
0-7 демисезонная куртка, теплые штаны
-10-0 -зимняя куртка, зимние штаны (тлт + кальсоны)
-30- -10 - под курткой теплая кофта.. .
Ну или примерно так.
Просто есть некоторые мальчики, которые реально не разбираются в одежде, и это не зависит от того, учит их мама одеваться или нет. У них всегда есть план действий: как и когда поступать. Может это именно ваш случай??
ka-muz 30 сентября 2014 г. в 15:47 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
очень интересный вариант с графиком, надо попробовать, спасибо)
suleima 27 сентября 2014 г. в 23:50 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
А я даю возможность одеться самостоятельно но в свою сумочку кладу кофту, которую она решила не одевать, выходя на прогулку если холодно , одевает и говорит спасибо за заботу.
Донья Гумерсиндо 24 мая 2015 г. в 7:51 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Тааак, начинаю "перевоспитываться "!!!! Надеюсь,еще не поздно ?((
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта