«
Ребенок — гость в твоем доме: накорми, выучи и отпусти», - так говорит о родительских обязанностях старая пословица индейцев.
«Воспитание» и «питание» действительно имеют общий корень. И если с кормлением все понятно (уж мы любим покормить!), то в передаче опыта, том числе самостоятельности и ответственности, то есть духовного питания, не всегда получается. А все потому, что мы в деле воспитания чаще всего уповаем на принцип «
ничокакнибудьсправимся», а в результате получаем «
ачонехужечемудругих». Что же нужно знать и как надо действовать, чтобы «отпустить» во взрослую жизнь ребенка, способного самостоятельно справиться со своими проблемами?
Что нужно знать и НЕ нужно делать.
Самостоятельность ребенка нельзя воспитать в условиях постоянных запретов. Если вы добиваетесь абсолютного послушания всегда и во всем, да еще и гордитесь этим, то скорее всего, у вас вырастет безвольный, полностью и навсегда зависимый от мамы ребенок. Надеяться на то, что такой ребенок вдруг в одну минуту когда-то превратится в ответственного за свои поступки человека, нереально.
Если вы добиваетесь послушания криком «
Нельзя!», и успокаиваетесь на этом, то это не гарантия, что в следующий раз, без вас, он не попробует сделать то же самое. Не экономьте время на разъяснения, почему это нельзя делать, что из этого может быть. Такая беседа формирует не слепое, а разумное послушание.
Распорядок дня имеет решающее значение для воспитания самостоятельности. Привычная «структура» дня поддерживает самостоятельные усилия ребенка любого возраста в обучении и отдыхе. Если режима нет, то роль регулятора берут на себя родители, «стоя над головой» своего чада со своими бесконечными нудными напоминаниями. Ничего, кроме скуки и желания воспротивиться, это в душе ребенка не вызывает.
Самостоятельность и ответственность должны быть неразрывны. Что же бывает на самом деле? Чуть что случится, и мы бросаемся на помощь своему ненаглядному: исправляем его ошибки, всячески поддерживаем, сразу все прощаем, да еще и находим виноватого, оправдывая ошибку своего дитяти. В таких случаях ребенок часто трактует понятие свободы так, как ему удобно: он присваивает себе свободу действий, но при этом считает, что
за его поступки будут нести ответственность родители. Не нужно мучиться и размышлять о том, что будет, если ошибешься. Ведь отвечать будет не он. Так самостоятельность переходит во вседозволенность. Так что же, бросить свое чадо в «свободное плаванье»? Нет, просто относиться к нему как к человеку, способному к принятию самостоятельного решения, в том числе и решения о помощи. И если груз ответственности будет слишком тяжел для ребенка и он попросит помощи —
отказать нельзя!
Что нужно знать и делать
Учить самостоятельности нужно в двух направлениях: самостоятельности в бытовых действиях (
самообслуживание, участие в семейных делах) и самостоятельности в принятии решений, оценке возможных последствий его решений,
постановке целей и планировании путей их достижения.
О том,
как учить малыша одеваться, умываться, причесываться и т.д., написано много, поговорим о том,
как научить самостоятельности в решениях и ответственности.
Маленький человечек учится принимать самостоятельные решения прежде всего во время игры: сюжетной, ролевой, подвижной, с определенными правилами (
монополия, шашки, шахматы, карты). Здесь он имеет возможность выбирать решения. И заметьте, детям нравятся такие игры, где больше всего именно самостоятельных решений.
Учить самостоятельности в принятии решений детей более старшего возраста (
с 6 лет) нужно на примере жизненных ситуаций.
Вы показываете ребенку пути выхода из этой ситуации, все возможности, но
выбирает он сам. Но вы ни в коем случае не остаетесь в стороне, а обсуждаете все без исключения его действия и поступки.
Ребенок — личность, у него должно быть свое мнение. Дайте ему немного свободы, чтобы он мог принять самостоятельное решение под вашим контролем. Даже если оно будет неправильным, у вас будет шанс его исправить. Например, дайте ребенку выбрать, как одеться на прогулку. Если он решает одеться слишком легко для холодного дня, объясните, чем это может кончиться, и ребенок тогда примет другое решение, но
САМ.
Чтобы вы пришли в своем воспитании к успешному финалу, не жалейте времени, терпения и сил на
общение с ребенком! Не бросайтесь завязывать ему шнурки, потеряв терпение в ожидании, когда он это сделает сам. Помните, что ваша
родительская миссия — отпустить от себя ребенка, умеющего и шнурки завязывать, и узлы своих проблем распутывать. Чего бы это вам ни стоило. Время обязательно окупится!