Отношения с деньгами едва ли не самые сложные и запутанные в жизни человека. Мы учимся выстраивать их с самого детства и, увы, не всегда удачно. Как помочь ребенку познакомиться с деньгами, научить распределять их, не стать транжирой или жадиной? С таким вопросом рано или поздно сталкивается каждый родитель. Универсального ответа на него нет, но есть важная информация к размышлению, которую нужно знать.
Мы закладываем
фундамент отношений «ребенок+деньги» на основе двух факторов:
1. Собственного опыта;
2. Наших отношений с ребенком.
Собственный опыт
Для любого родителя его собственная история является фундаментальной при формировании отношений с ребенком. Мы вспоминаем личный опыт знакомства с деньгами и используем его при принятии решений. Насколько рано родители стали
доверять ребенку деньги, просили ли отчет и насколько трепетно относились к ним сами – все это составляет для нас учебник, по которому мы обучаем своего малыша. Безусловно, важно и необходимо делать ремарки на финансовое положение семьи и современную действительность. Ведь то, что казалось роскошью несколько лет назад, сейчас всего лишь атрибуты обычной жизни.
Отношения с ребенком
Второй пункт более сложен и многогранен. Я замечала, что часто родители платят детям за тот или иной поступок, при этом в большинстве случаев гордятся этим решением. Но! Не стоит забывать, что есть обязанности, которые чадо должно выполнять без всяких условий – просто потому, что это правило. Например, уборка собственной кровати или помощь маме по хозяйству. Задача родителя научить, донести и проследить, чтобы ребенок умел делать простые вещи, которые понадобятся ему в течение жизни. Вот здесь то и проявляется главная сложность - ведь нужно объяснять, уговаривать и доказывать – это долго и требует навыков,
не проще ли заплатить? Я находила некоторую закономерность - чем сложнее были внутренние отношения ребенка и родителя – тем чаще родители подключали такой мощный мотиватор как деньги. При помощи них легче управлять, проще добиться нужного результата. Но сложность в том, что когда возможности или желания заплатить не будет – родителю практически невозможно будет достучаться до ребенка.
Платить или не платить?
Вы можете использовать такой мощный аргумент как деньги в диалоге с ребенком, но постарайтесь применять его, когда хотите поощрить, а не наказать или заплатить. Например, ребенок в течение целого дня помогал вам с младшим ребенком. Отличный повод пойти и чем-нибудь побаловать себя и его! Только пусть это выглядит не как плата, а как
праздник, который вы смогли себе позволить
благодаря вашему помощнику. Избегайте в разговоре с ребенком ультимативной речи: не помоешь – не получишь! Лучше расскажите о том, что вы чувствуете, когда малыш помогает вам по дому, а по окончании уборки пообещайте сюрприз.
С какого возраста лучше всего начинать знакомство ребенка с деньгами?
В наше время детки отлично ориентируются во многих вопросах и
в пять лет уже вполне могут анализировать. В этом возрасте можно начинать
знакомство ребенка с деньгами и с правилами, которые существуют в вашей семье. Важно проговаривать и
советоваться с ребенком в вопросах покупок для него. Например, ты можешь выбрать игрушку сам, но одну и в пределах определенной суммы. Пусть ребенок учиться принимать решение самостоятельно и затем отвечать за него. С возрастом сферы, в которых дети начинают самостоятельно формировать бюджет, должны быть расширены. Но неотступным остается
важное правило: принял решение –
ответственность и последствия на тебе. Например, ребенок копил деньги на большую покупку, но, не выдержав, поддался соблазну, и потратил. Как результат – деньг нет, ребенок просит вас помочь и добавить нужную сумму. Вы должны четко уяснить себе и ему – это
решение было им принято и осуществлено. Где появляются права – там есть и обязанности. Важным аспектом отношений «
ребенок+деньги» является родительский контроль. Но он должен быть ненавязчивым, теплым. В этом случае у ребенка формируется ощущение, что
вы помощник, а не цензор. Как этого добиться каждый решает сам, однако, базовым принципом является
доверие.
Я очень часто слышу от родителей такой аргумент – деньги достаются нелегко, мы не столь богаты, мы не можем себе этого позволить. Не стоит загружать ребенка проблемами, которые его еще долго не коснуться, и уж тем более закладывать в нем сомнения относительно состоятельности семьи. Лучше всего скорректировать смыл этих фраз и рассказать о том, что на сегодня есть определенная сумма, на нее нужно купить товары и продукты, а оставшиеся можно потратить на что-то интересное, пусть даже это будет шарик или мыльные пузыри. Тем самым Вы подключите малыша к обсуждению
бюджета семьи и начнете закладывать в нем зерна рационального расходования денег.