Загадка — это то, что связано с детством и не забывается никогда. Все мы помним, каким открытием было, что «
два кольца, два конца, в середине гвоздик» - это ножницы. А коротенькое «
висит груша — нельзя скушать» потрясало своей образностью и тайной. Почему это запомнилось? Почему вызывало такой интерес в детстве? Секрет воздействия загадок на ребенка есть и знать его полезно.
Секрет развивающего воздействия загадок.
Загадки - вид устного народного творчества, но в отличие, например, от сказок, их легче запомнить и повторить, поэтому они понятны детям любого возраста.
Необычный взгляд на обычный предмет вызывает у малыша естественное любопытство, со временем любопытство перейдет в
любознательность — качество, очень необходимое для успешного обучения в любом возрасте.
Загадки представляют собой совершенную художественную форму, отшлифованную годами употребления. Поэтому они —
эталон языка, усваивая который, ваш ребенок совершенствует и свою речь, учась употреблять сравнения, необычные прилагательные. Встречая в загадках незнакомые слова, малыш спрашивает об их значении, сравнивает с уже известными ему словами. Так развивается его
словарный запас. «
Без рук, без топоренка постороена избенка» - здесь сразу
2 новых слова. Сколько нового почерпнет из папо-маминового объяснения он про топоры и избы! И это будет воспринято ребенком с нетерпеливым интересом, потому что нужно же
отгадать загадку!
В
3-4 года начинается формирование абстрактного мышления. Загадка, переводя буквальное значение предмета в абстрактное, предельно эффективно и — заметьте! - занимательно формирует это самую абстракцию. А это уже будущие успехи в математике.
И это еще не все — есть
главный секрет! «Да ведь сказки, стихи, поговорки тоже образные, тоже эталоны, тоже развивают речь», - скажете вы. Да, это так, но загадки имеют по сравнению с ними одно неоспоримое преимущество - они требуют от ребенка ответа, немедленного действия.
Чтение стихов и сказок — это пассивный процесс, здесь надо будить сознание малыша своими вопросами. Загадка же сама включает кнопку «
Развитие». И не важно, что ребенок не сам догадался, да и мало кто сам догадывается. Здесь главное не результат, а процесс. Давайте посмотрим на него изнутри...
За «кулисами» событий.
Итак, вы загадали ребенку загадку «
Какой это мастер на стекла нанес и травы, и листья, и заросли роз?» Что происходит в его сознании?
Загадка нацеливает ребенка на анализ и выявление главного, основного. Поэтому в сознании будут чередоваться образы разных мастеров, работающих со стеклом, с природными материалами. Пока наконец не отобран будет сознанием один мастер, соответствующий условиям загадки — Мороз. Затем вокруг основного понятия вырисовываются второстепенные черты, ребенок представляет, как Мороз трудится, какие узоры у него получаются, как это выглядит и т.д. В итоге ребенок получает полное представление об этом явлении. Привычка именно так осмысливать окружающее (
основное-второстепенное) поможет вашему малышу получать полную информацию о мире.
Внимательно вдумываясь в каждое слово загадки,
юный мыслитель максимально сосредотачивается, чтобы найти отгадку. Это мощнейший момент
тренировки внимания, волевого умения сосредоточиться. Если в вашей семье уже перешли
рубеж первого класса, то вы представляете, насколько это важно!
Наконец
загадка разгадана. Море эмоций — я справился!
Я победитель! Положительные эмоции закрепляют в сознании малыша
вкус к умственным занятиям, побуждают к дальнейшим открытиям и
познанию нового.
Наконец, знакомясь с загадками, ребенок приучается к поэтическому взгляду на мир, и рано или поздно, и сам захочет сочинять.
Выходит, загадка — это не забава, а то, с помощью чего могут проснуться
творческие способности вашего ребенка, нестандартный взгляд его на мир, укрепится память и воля, да и просто вырастет
человек с душой.
Практические советы заинтересовавшимся.
- Начинайте использовать загадки как можно раньше. Например, учите с помощью звукоподражательных загадок правильно выговаривать буквы.
- Используйте загадку как можно чаще: и в повседневном общении с детьми, и на всех семейных праздниках, благо сейчас можно без труда найти
тематические подборки загадок ко всем праздникам и событиям.
- Еще Корней Чуковский подметил, что дети —
прирожденные сочинители. Они любят придумывать новые слова, сказки. Освоясь со структурой загадок, малыши начнут сочинять и их. То есть выделять в явлении главное, затем прибавлять второстепенное, подыскивать необычные способы выражения, рифмовать....
Поздравляем, вы запустили механизм формирования будущего если не гения, то уж успешного в обучении человека как минимум!