Что такое детство? Не в сухих определениях словарей, а живое, настоящее? Время для игр и развития. Маленький человек открывает для себя новое, изучает – он
учится взаимодействовать с внешним миром. Ребёнку ещё так много предстоит узнать. Мир разнообразен, и, чтобы преуспеть, малышу необходимо освоится в нём. Многие родители считают, чем раньше – тем лучше. Вот тут они заботливо спешат обучить несмышлёныша всему и сразу. Вопреки природе усаживают двухлетнего ребёнка за азбуку, желая научить его читать к трём годам, игрушками провозглашаются
развивающие карточки, кубики и схемы. Младший дошкольник, как правило, уже знаком с английским языком, начинает посещать
развивайку ещё до достижения двух лет, далее дополнительно занимается танцами или борьбой – родители активно интегрируют своё чадо в общество. Но есть ли в том
потребность ребёнка или ведущую роль играют амбиции родителей?
Пообщаюсь иной раз с мамами малышей, и впоследствии трудно избавиться от ощущения, что каждое
новое достижение ребёнка
подобно экзамену: то же волнение «сдаст – не сдаст», уложится ли в срок, выполнит ли «задание» правильно. У малыша ещё не сформировалась потребность в новом навыке, а родители уже настаивают на его приобретении. И они, скорее всего, преуспеют – ребенок впитывает информацию легко.
Впитывает, но не осознаёт. Он словно заводная игрушка может
декларировать стихи перед друзьями гордых родителей,
опознавать картины великих художников, без ошибки
называть музыкальные произведения классиков. Вот только стихи останутся непонятыми им, глубокая суть картин ускользнёт, да и излишне серьезную музыку, возможно, малыш не прочувствует. В то время, когда ребёнку так
важно воспринимать окружающий мир через ощущения, его
натаскивают на логику и
рациональное мышление, не задумываясь о
последствиях. Дать информацию раньше того, как возникнет потребность в ней – значит,
обесценить её. Она не приживётся в сознании, где ещё не обрела своей ценности и места.
Весьма распространено убеждение, что ребёнок, не загруженный на сто процентов своего времени, начнёт безобразничать. Малыш будет хулиганить, разбросает игрушки, карандаши использует не по назначению и построит из них домик для хомячка, разольёт воду по полу, а влажными ладошками пригладит тонкую бумагу на мольберте. Безобразие. Или развитие? Мне кажется, второе: ребёнок
в игре изучает свойства веществ и материи, учится
ориентироваться в пространстве и
определять структуру вещей (иногда траекторию их полёта),
развивает творческое мышление и креативность. Т.е., делает всё то, за обучение чему взрослые платят деньги при посещении различных мастер-классов.
Детские игры просты, они такие, в каких нуждается ребёнок:
игра с песком, крупами, водой. Малыш рисует без правил и снимает внутреннее напряжение – оно находит выход на листе бумаги; он играет голосом, стараясь изменить диапазон звучания, и лучше узнает себя, свое тело.
Ребёнок изучает мир в своем темпе, ведь именно так он наилучшим образом усвоит полученные знания. Тогда, когда они ему стали нужны.
Пожалуй, самое важное в развитии малыша – дать ему то, в чём он нуждается, что ему интересно здесь и сейчас. Позволить развиваться без спешки. Пусть занятия приносят ему удовольствие в процессе и радость при достижениях, пусть останется у него
время на детство. Дополнительные занятия принесут пользу, если у ребёнка будет время и для скуки, стимулирующей развитие воображения. Кроме того,
развитие происходит в состоянии покоя. Оптимальные условия для развития ребенка – ощущение безопасности, приятия, покоя. Здесь обязательно раскрываются интерес к жизни и любознательность, то, что необходимо малышу в обучении.