• Блог
Детское развитие 228 читателей
• 

Время для детства

Что такое детство? Не в сухих определениях словарей, а живое, настоящее? Время для игр и развития. Маленький человек открывает для себя новое, изучает – он учится взаимодействовать с внешним миром. Ребёнку ещё так много предстоит узнать. Мир разнообразен, и, чтобы преуспеть, малышу необходимо освоится в нём. Многие родители считают, чем раньше – тем лучше. Вот тут они заботливо спешат обучить несмышлёныша всему и сразу. Вопреки природе усаживают двухлетнего ребёнка за азбуку, желая научить его читать к трём годам, игрушками провозглашаются развивающие карточки, кубики и схемы. Младший дошкольник, как правило, уже знаком с английским языком, начинает посещать развивайку ещё до достижения двух лет, далее дополнительно занимается танцами или борьбой – родители активно интегрируют своё чадо в общество. Но есть ли в том потребность ребёнка или ведущую роль играют амбиции родителей?



Пообщаюсь иной раз с мамами малышей, и впоследствии трудно избавиться от ощущения, что каждое новое достижение ребёнка подобно экзамену: то же волнение «сдаст – не сдаст», уложится ли в срок, выполнит ли «задание» правильно. У малыша ещё не сформировалась потребность в новом навыке, а родители уже настаивают на его приобретении. И они, скорее всего, преуспеют – ребенок впитывает информацию легко.



Впитывает, но не осознаёт. Он словно заводная игрушка может декларировать стихи перед друзьями гордых родителей, опознавать картины великих художников, без ошибки называть музыкальные произведения классиков. Вот только стихи останутся непонятыми им, глубокая суть картин ускользнёт, да и излишне серьезную музыку, возможно, малыш не прочувствует. В то время, когда ребёнку так важно воспринимать окружающий мир через ощущения, его натаскивают на логику и рациональное мышление, не задумываясь о последствиях. Дать информацию раньше того, как возникнет потребность в ней – значит, обесценить её. Она не приживётся в сознании, где ещё не обрела своей ценности и места.



Весьма распространено убеждение, что ребёнок, не загруженный на сто процентов своего времени, начнёт безобразничать. Малыш будет хулиганить, разбросает игрушки, карандаши использует не по назначению и построит из них домик для хомячка, разольёт воду по полу, а влажными ладошками пригладит тонкую бумагу на мольберте. Безобразие. Или развитие? Мне кажется, второе: ребёнок в игре изучает свойства веществ и материи, учится ориентироваться в пространстве и определять структуру вещей (иногда траекторию их полёта), развивает творческое мышление и креативность. Т.е., делает всё то, за обучение чему взрослые платят деньги при посещении различных мастер-классов.



Детские игры просты, они такие, в каких нуждается ребёнок: игра с песком, крупами, водой. Малыш рисует без правил и снимает внутреннее напряжение – оно находит выход на листе бумаги; он играет голосом, стараясь изменить диапазон звучания, и лучше узнает себя, свое тело. Ребёнок изучает мир в своем темпе, ведь именно так он наилучшим образом усвоит полученные знания. Тогда, когда они ему стали нужны.



Пожалуй, самое важное в развитии малыша – дать ему то, в чём он нуждается, что ему интересно здесь и сейчас. Позволить развиваться без спешки. Пусть занятия приносят ему удовольствие в процессе и радость при достижениях, пусть останется у него время на детство. Дополнительные занятия принесут пользу, если у ребёнка будет время и для скуки, стимулирующей развитие воображения. Кроме того, развитие происходит в состоянии покоя. Оптимальные условия для развития ребенка – ощущение безопасности, приятия, покоя. Здесь обязательно раскрываются интерес к жизни и любознательность, то, что необходимо малышу в обучении.
+19 спасибо спасибо!  14 августа 2014 г. 14:01 добавить в избранное 15 Фантом комментарии 23
Поделиться:
• Комментарии
Witchka, 14 августа 2014 г. в 23:02 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Спасибо, интересно. Только по ссылке о последствиях что-то не то открывается)
Фантом, 14 августа 2014 г. в 23:32 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Исправила. Спасибо что сказали :)
Witchka, 14 августа 2014 г. в 23:28 Хороший комментарий +7 Плохой комментарий
Вообще, большое спасибо за подобные статьи. Иногда после общения с некоторыми людьми мучаюсь чувством вины, что недодаю ребенку, что вот я в ее возрасте..., а вот Вася у соседей... Становится стыдно за валяния-целования-дураченья с ребенком, думаешь, что лучше б карточки посмотрели, полезнее.
Я понимаю, что это все мои жирные тараканчики, но иногда просто сил не хватает отбиваться от советчиков и нормировщиков. И тут читаешь подобную статью, и становится легче) появляются силы не стыдиться своей точки зрения и своего стиля жизни с ребенком. Спасибо.
Фантом, 14 августа 2014 г. в 23:36 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Спасибо за внимание :)
Все эти валянья-целованья и дурачества с ребёнком дают ему очень много, они создают то самое состояние покоя и благополучия, в котором возможно развитие.
vevit, 16 августа 2014 г. в 19:33 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Это и про нас. У нас это любимая игра так и называется "целовашки--обнимашки"
Witchka, 15 августа 2014 г. в 1:05 Хороший комментарий +2 Плохой комментарий
Ну я отсюда не уйду, видимо))) прошла по новой ссылке о последствиях. Подпишусь под каждым словом. Но там идет речь о детях 97-2000 годов рождения, а я 86 г.р. Каждое слово про меня. И чтение в 3,5 года, и собеседование при приеме в школу, лицейский класс, перевод из первого класса во второй после первого полугодия, английский и информатика со 2 класса, полное нежелание учиться в средней школе, потом снова интерес к учебе в старших классах, школа окончена в 16 лет, серебряная медаль, наобум выбранная специальность в ВУЗе, бюджетное обучение, работа с тех же 16 лет. Ничего из этого счастья мне не принесло, кроме, пожалуй, любви к чтению. Я не жалуюсь, временами было интересно, но на ребенке ставить экспериментов не буду.
lenaliska, 15 августа 2014 г. в 10:17 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Спасибо за статью. Тоже время от времени мучаюсь чувством вины. Ребенку 3 года, на работы вышла, когда ей было 9 мес. Домой прихожу меня хватает только на целования и скакния (последнее не всегда):) Хотя я честно обзвонила ближайшие к дому центры по поводу всяких кружков. А там время конечно для тех детей с кем мамы до 3-х лет имеют возможность сидеть. Т.е. все кружки заканчиваются до 6 вечера. А с другой стороны заходила во дворец пионеров, про танцы узнавала, там раньше 4-х лет не берут, смысла нет. Все-таки наверное старые методики не совсем плохи были.
Хотя дочь читать не умеет в 3 года, зато вчера взяла книжку и сама сказку сочиняла, как-будто читает:)
ПРО, 15 августа 2014 г. в 10:30 Хороший комментарий +4 Плохой комментарий
В статье "Про последствия" мне вот это понравилось:
"P.S. Сейчас у нас растет младший, ему 6 месяцев. Мы с ним тоже занимаемся отдельными упражнениями из самых разных методик, но только когда и у него, и у меня есть настроение, нам обоим нечего делать и нет настроения заняться чем-нибудь более полезным, например, поесть грудного молока или поспать вместе :), т.е. исключительно ради моего развлечения и ни капли не систематически."

Т.е. мама-то занимается со вторым своим ребёнком всё-таки. Не всё пустила на самотёк, карточки зловредные не выкинула.:-)

А то можно подумать, что нас учат - расти ребёнок как трава в поле.Спите-спите, таракашки мамины.:-)

Опыт общения с занимающимися с детьми родителями (написала мамами и исправила, так знаю таких и пап тоже) и их детьми показывает, что дети абсолютно ничем не обделены (исследованием и познанием, привязанностью,... - чем там ещё из страшилок? :-)), никто их не гнобит, не лишает прогулок ради книг и карточек. А чтение и знание другого языка при этом - отличное подспорье для познания мира и творческих импровизаций. И темп познания мира у наших детей другой. В школе такой темп не нужен - пусть.(На нашу школу равняться...) Я для себя думаю - неинтересно в школе - есть ещё книги-художка-музыкалка-бассейн-второй(третий)язык (в любых сочетаниях), пусть интересно будет там.

В-общем, Букварь я у ребёнка отбирать не буду:-) И на Олимпиаду по английскому мы пойдём :-)

Читатель, 15 августа 2014 г. в 11:00 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
вот. я с вами согласна )
Фантом, 15 августа 2014 г. в 12:12 Хороший комментарий +4 Плохой комментарий
Не вполне понятно, с чего Вы решили, что я призываю растить детей как траву в поле. А на счёт "спите-спите, мамины таракашки" есть замечательная фраза психологов: раннее развитие - это не о детях, а всегда о родителях. Всё хорошо, если в меру и для развития, а не ради родительских амбиций.
У меня есть знакомые, дочка которых в 3 года наизусть рассказывала наизусть немалый отрывок "Бородино", блистала знаниями названий картин и имен композиторов, учила английский и была чудесным поводом для маминой гордости. Мама - педагог, гордилась тем как дочке нравится заниматься (для девочки это был единственный способ быть к ней ближе и получать ее одобрение). Дальше - грустно, и для родителей и для дочки. Любому ребенку нравится радовать своих родителей.
Читатель, 15 августа 2014 г. в 12:27 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
ну зачем сразу все так драматизировать )
Фантом, 15 августа 2014 г. в 12:39 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Точка зрения, отличная от Вашей - значит "драматизировать"? Привела в пример то, что наблюдала сама.
Dextra, 16 августа 2014 г. в 14:02 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
А меня статья о последствиях потрясла, честно говоря, тем более, что также есть реальный пример внука маминой подруги: хотя регулярно с ним, да еще и по корточкам никто не занимался, просто внук и племянник нескольких дядь и теть, очень смышленый малый, собирается в первый класс. Однажды, после подготовки заявил, что, мол, ладно, в школу я пойду, но учиться буду на тройки. Как сделать так, чтобы у сына к школе не пропал интерес учиться? Уже слишком перерабатывает информацию и задает вопросы, которые, на мой взгляд, не должны еще возникать в его голове(((
PS. Спасибо за статью, успокоили!)))
Witchka, 16 августа 2014 г. в 14:33 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
У меня сейчас дочке годик, и я уже задаюсь вопросом, как мотивировать ребенка учиться в школе? Я реально не знаю. Мне говорили, что хорошо учиться нужно, чтоб иметь хорошую работу. Это не так))) какая еще может быть мотивация?
По себе могу сказать, что эрудиция позволяет жить интереснее, но вот к школьным оценкам это не имеет отношения.
Надо бои на эту тему сделать, интересно почитать кто что думает.
А вопросы раз возникают, значит пора) нет ничего хуже, чем когда говорят, ты маленький, тебе не понять. Хотя сейчас так не говорит наверное никто.
Witchka, 16 августа 2014 г. в 14:50 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Ой, оказывается была в боях эта тема уже. Пойду читать)
Witchka, 16 августа 2014 г. в 14:47 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Мне кажется, ключевые слова в этом отрывке "только когда и у него, и у меня есть настроение", т.е. с предыдущими детьми автор занимался вне зависимости от того, хотелось ему и ребенку или нет.
Естественно, нарочно отуплять ребенка не стоит) если на прогулке мы видим, например, уточек, то я расскажу, что знаю про них и т.п. Папа расскажет о компьютерах и механизмах. Цвета и формы называем по ходу дел и т.д.
Какие-то пособия у нас тоже есть, и кубики Зайцева хочу купить. Думаю, главное понять конечную цель, для чего все это ребенку. Не делать обучение целью.
nurcka, 15 августа 2014 г. в 13:06 Хороший комментарий +4 Плохой комментарий
А у меня собственная методика. Моя дочь в 1,5 года знала все буквы, сейчас читает и пишет простые слова, имена, свое и родственников (4 года), знает некоторые слова на английском, марки машин))) всему учимся играя и между делом, например читать мы учимся по вывескам, крупно, ярко, ребенку больше нравится, чем букварь, пробовали. Со всем остальным также. Хочу отдать дочку еще на танцы или гимнастику, но тоже только ради здоровья. Многие родители детей буквально "прессуют" с занятиями, и все ради того, чтобы потом с друзьями выяснять, чей ребенок круче. Знаю, видела таких...))) По моим собственным наблюдениям, дочери по большей части не важно, что мы делаем, лишь бы вместе. Сейчас вот, летом, в саду копаемся. Я стараюсь ее ко всему привлекать, пуговицу пришить, пирог испечь, цветы пересадить, квартиру убрать и т.д. - все вместе. Таким образом и дела делать успеваю, с ребенком восполняю пробелы в общении (я на работу вышла, когда дочери было 2 года, чувство вины так и осталось) и она учится определенным навыкам. Каждая мама прекрасно видит и чувствует, счастлив ее малыш или нет, так вот, я не против раннего развития, но дорогие мамы, прислушивайтесь к вашим деткам, нужно ли им это, счастливы ли они? Ведь наша основная задача делать наших малышей счастливыми!
Фантом, 15 августа 2014 г. в 13:31 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Согласна :)
Сына планируют после 4 лет повести на борьбу или плавание, развитием тоже занимаемся дома играя. Развивайку начнем, наверно, посещать в этом году (4 года), раннее общество других детей ему интересно не было.
Dextra, 16 августа 2014 г. в 16:59 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
А Ваш сын ходит в садик? Мне все время что- то мешало повести в развивайку. Сейчас ходим в садик, на танцы, еще хочу в бассейн начать водить ( даже воспитатель,очень опытный, педагог, сказала, что надо отдать в какой- нить спорт), вот думаю, нужна ли нам сейчас развивайка?Считать уверенно до 10 умеет, буквам намеренно не учу пока...
Фантом, 16 августа 2014 г. в 23:56 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Нет, в садик не ходит. И я и муж не считаем их полезными, и есть возможность их избежать. Но по отзывам знакомых, тщательно выбиравших садик и воспитателей, водить туда ребёнка бывает равносильно хорошей развивайке.
Кстати, есть замечательная статья на эту тему на Уфамаме, Беспощадная социализация".
Наше обучение тоже происходит, как описала выше Witchka, по принципу "что вижу, то пою": рассказываем с мужем ребенку обо всем вокруг, что происходит, что видим, что его интересует.
Dextra, 17 августа 2014 г. в 5:04 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Ну, вот мы и "допелись" до вопросов не по возрасту))) причем разговаривала я с ним, рассказывала об окружающем и книги читала с первых дней его жизни. А садик, причем самый советский,для нас оптимальный вариант, но с опытным и начинающим воспитателями.
Фантом, 18 августа 2014 г. в 0:47 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Не по возрасту, мне кажется, это когда слишком серьезно подходят к ответам. Ведь ребенок спрашивает обычно о функционале ("папа, зачем нужны фары машинке?") и в ответе нужно на его же уровне рассказать зачем и как это происходит, без туманных терминов.
Мои сегодня как раз утром мыли машину в саду (как ручки мыть холодной водой - возмущается, а машину мыть ледяной водой ему в кайф), вопросы "как", "зачем" и "почему" сыпались градом. И папа объяснял, так, чтобы ребенок понимал. Но это и есть развитие в игре и быту.
nurcka, 15 августа 2014 г. в 13:08 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
И да, забыла главное сказать, очень хорошая статья, мне понравилась!И да, забыла главное сказать, очень хорошая статья, мне понравилась!
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта