• Блог
Воспитание 248 читателей
• Темперамент и тонкости воспитания
Нужно ли учитывать в воспитании тип темперамента ребенка?



У моей подруги дети — погодки: Даниилу 4 года и 3 месяца, Яне 3 годика исполнилось. Дома, конечно, всегда шумно и весело. Детки дружные, играют вместе. В общем, растут на радость маме и папе. Но, как и бывает зачастую, брат с сестрой совершенно разные! Даня всегда очень серьезный. Даже когда играет, складывается ощущение, что он больше «руководит» процессом; может ДОЛГО заниматься каким-то ОДНИМ делом. Яна же напротив — «огонек» и заводила. Быстро устанавливает контакт с окружающими, не любит одиночество, занятия ее глубоко не захватывают — ей хочется поиграть со ВСЕМ и со ВСЕМИ.



Родители уже адаптировались к особенностям темперамента у детей, но все-таки мама иногда сокрушается: «Даня так любит пазлы, и ЛЕГО ему дается легко. А дочки хватает на то, чтобы вытащить все детали конструктора, разбросать их и сложить — максимум — башенку. Зато на улице, когда Яна на самокате рассекает, сын догнать ее не может. Пройдет совсем немного времени, и надо будет идти в школу. А там усидчивость нужна, терпение. Да и шустро соображать надо. Вот бы каждый из деток друг с другом поделился хоть одной своей чертой...»

Но надо помнить, что даже при равных условиях жизни детей, при применении родителями одинаковых принципов воспитания — дети будут разными. А всему «виной» различный тип нервной системы и ТЕМПЕРАМЕНТ.

Разные темпераменты — разные дети

Сангвиник
- обладает сильной, подвижной уравновешенной системой
- поведение жизнерадостное
- активность
- покладистость и гибкость в общении
- легко приспосабливается к новым условиям
- быстро находит товарищей
- тяга к коллективу
- интерес ко всему происходящему



В новой обстановке (например, в детском саду) такие дети осваиваются быстро, легко просыпаются и переключаются с игр на занятия.
Нужно учитывать и отрицательные стороны этого типа:
- неустойчивость внимания
- быстро отвлекается
- устает от однообразия
- поверхностность в освоении знаний
- переменчивость настроения
- присутствуют лишние движения (даже при выполнении спокойных заданий)
- говорит «без умолку»
Основная задача в воспитании ребенка-сагвиника — формирование у него УСТОЙЧИВОСТИ поведения, интересов, привязанностей. Важно проявлять с ним строгость, требовательность, контролировать его действия и поступки. Не будьте снисходительны к, казалось бы, мелочам в наведении порядка. Необходимо формировать привычку убирать игрушки, складывать вещи на место. Добивайтесь завершения дел, не допускайте частой смены деятельности.
С малых лет учите ребенка устанавливать прочные отношения с товарищами.



Холерик
- сильная, подвижная нервная система
- выразительная мимика, быстрая и громкая речь
- импульсивность
- любит подвижные игры и занятия
- стремится быть лидером
- высокие организаторские способности
Сдерживая активность ребенка, можно «разбудить вулкан», так как холерик — это неуравновешенно-возбудимый тип, к тому же он:
- не умеет сдерживать себя
- проявляет бурные реакции на любое неудобство, запрет
- испытывает сильные переживания (смех — хохот, плач — рыдание и истерика)
- склонен к частой перемене настроения
- пытается руководить взрослыми
- агрессивен, драчлив
- конфликтует из-за игрушек.



Целесообразно ребенка-холерика поддержать в любом начинании, организовать его деятельность так, чтобы активность находила полезное применение. Возбудимым детям полезны все занятия, развивающие СОБРАННОСТЬ и сосредоточенность: настольные игры, конструирование, рисование, трудовые поручения. С ребенком такого типа темперамента всегда следует говорить спокойно, но требовательно. Учите уступать, говорить спокойно, считаться с чужим желанием.

Флегматик
- сильная, уравновешенная нервная система
- редко плачет, много спит
- не требует к себе много внимания
- нет лишних жестов
- постоянство и устойчивость ко всему (в отношениях, к вещам)
- четко следует знакомым правилам поведения
- аккуратен и старателен.



Ребенку обязательно нужно помогать, чтобы хоть немного преодолеть его черты-«помехи». Ему свойственны:
- малоподвижность, даже вялость
- замедленный темп речи, действия
- слабая реакция на окружающее
- излишняя задумчивость
- низкий уровень адаптации,
- долгое привыкание к чему-то новому.
Не проявляйте недовольство его нерасторопностью. Крики и угрозы еще больше затормозят его действия, а уборка игрушек может стать бесконечным делом. Помогайте ему. Ребенок больше должен участвовать в активных видах деятельности. Не создавайте «тепличные» условия для ребенка, пусть через САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ преодоление трудностей у него будет развиваться чувство уверенности в себе. Чаще ставьте детей в ситуации, где нужна от них расторопность и находчивость. Почаще хвалите!

Меланхолик
- проявляет спокойствие во всем
- может играть один
- испытывает глубокие и сильные чувства
- присущи чуткость, отзывчивость и сопереживание
- устойчивые интересы и привязанности
Основные уязвимые черты меланхолика:
- слабая нервная система
- повышенная ранимость и чувствительность
- быстрая утомляемость
- низкая активность
- безынициативность.



В воспитании ребенка-меланхолика важно соблюдать ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ. Ограничьте от сильных шумовых раздражителей, но в то же время приучайте не бояться шума. Расширяйте постепенно круг знакомств. Дети с трудом входят в коллектив, они очень привязаны к маме. Откажитесь от чрезмерной требовательности и наказаний — это может вызвать замкнутость и тревогу. Говорить следует с меланхоликом мягко, но уверенно. Необходимо развивать стремление к активности, общительность, работоспособность, умение преодолевать трудности.

Ребенок уникален

Все дети разные, и это нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывать при воспитании. Не старайтесь их перевоспитать кардинально — не получится. Если ребенок родился медлительным, то вряд ли он станет активным и быстрым, как бы вам этого ни хотелось. Предъявляйте к ребенку требования с учетом его природных особенностей. Помните, что при неправильном подходе хорошее может обернуться плохим, а при умелом воздействии на личность ребенка проявление отрицательных черт сведется к минимуму.



Правила

* НЕ навешивайте на ребенка ярлыки: «копуша», «злой», «застенчивый»
* НЕ сравнивайте с другими детьми
* НЕ кричите и НЕ наказывайте ребенка за то, в чем он не виноват
* Принимайте свое чадо таким, какой он есть, акцентируя внимание на его достоинствах
* Помогайте преодолевать трудности
* Будьте внимательны к просьбам и нуждам ребенка
* Осознайте, что на каждом возрастном этапе детям свойственны определенные особенности

Вот такие разные детки у моей подруги: сангвиник Яна и флегматик Даниил. Сейчас ее дочь со своей соседкой Софьей ходят в одну детсадовскую группу и студию рисования, и у Яны получаются прекрасные рисунки. А сын вечерами выходит с папой гулять на ...роликах.

Главное — помогайте ребенку развиваться, учитывая его особенности, пусть он чаще занимается любимым делом. Относитесь бережно к ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ маленького человека.

+8 спасибо спасибо!  9 августа 2014 г. 21:40 добавить в избранное 14 Н.Я. комментарии 2
Поделиться:
• Комментарии
Н.Я., 10 августа 2014 г. в 11:15 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
И ещё: нужно понимать, что в каждом человеке присутствуют все типы темперамента. Но какой-то один (или 2) преобладает.
Nazken, 10 августа 2014 г. в 15:54 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
ага, спасибо за статью
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта