Наступило лето, прекрасная пора не только для отдыха, смеха, улыбок, но и время читать... Вот и я решила приобщиться к культуре летнего чтения вместе со своим сыном. Поскольку моему ребенку всего 6 месяцев, нужно было создать летнюю библиотеку с нуля. Зашла в совместные закупки на нашем сайте, накупила своему сыну много всяких книг: тоненькие, мягкие, картонные, большого и среднего размера, яркие, цветные, с музыкальным оформлением, с нажимательными пищалками, даже одна энциклопедия есть в заказе. Сижу удовлетворенная шоппингов в сети. Думаю: получу заказ, буду читать, пусть развивается, умным будет, раньше говорить начнет, в общем будет супер малышом.
Заказ получила. Начали читать по 10-15 минут в день. В основном чтение у нас сопровождалось 1-2х минутным внимательным слушанием мамы и разглядыванием картинок, а дальше все превращалось в стучание по книгам, жеванием уголков книг, превращаем книг в гофрированные изделия, раскидыванием или в простой игнор информации, которую я воспроизвожу.
Тут я задумалась, может я переборщила с книгами: может не по возрасту подобрала книги, моет иллюстрации не устраивают или размеры книг не те, может у меня неправильный подход к подаче книжной информации сыну или мой ребенок вообще не расположен к книжному чтению, так сказать ген буквоедства был в отпуске при зачатии.
В общем, чтобы найти ответы на свои вопросы, я решила проштудировать просторы интернета и посмотреть,
что пишут детские психологи и педагоги о детском восприятии книги в разном возрасте и о том, что рекомендуется читать ребенку по годам развития.
Вот краткая выдержка из того, что я для себя подчеркнула при анализе информации.
Итак, чтение должно стать для ребенка не повинностью, не обязанностью, а настоящим удовольствием. Поэтому очень важно грамотно ввести ребенка в мир литературы. Стоит 1-2 два раза предложить ему скучную книгу либо просто произведение, еще недоступное по возрасту, как интерес будет утрачен навсегда.
Чем младше дети, тем проще должен быть сюжет, чтобы ребенок мог понять его. Конечно, с каждой прочитанной сказкой, стихотворением, рассказом словарный запас малыша будет пополняться, но не стоит его резко «погружать» в сложный для него текст. Самые интересные книги для детей те, которые они не просто прослушали, а хорошо запомнили. Чем старше становится малыш, тем более внимательными должны быть родители при выборе книг для него. То, что уже не по возрасту, должно быть отложено – даже если книга новая.
Не заставляйте ребенка проходить уже «пройденное». Если он любознателен, ему хочется новых тем, новых сюжетов, новых «слов» – подарите ему радость «открытия».
Подбирайте интересные книги для детей с учетом не только их возраста, но и
ступени развития. Ведь сегодня есть немало малышей, которые уже в 4 года не уступают в уровне мышления шестилетним детям, а среди шестилетних немало таких, которые ничуть не отстают от восьмилетних. Оценивайте уровень своего ребенка объективно. Лучшими будут те произведения, которые отличаются не только увлекательным сюжетом, но и несут в себе определенные воспитательные идеи:
учат добру, справедливости, честности.
Теперь, ниже, я хочу привести вашему вниманию названия книг в разбивке по возрастам, которые рекомендованы для чтения.
Для самых маленьких (детки до 3-х лет)
В возрасте до 3-х лет важно привить малышу умение
воспринимать поэзию,
чувствовать ритмы родного языка. Вам пригодятся:
- народные песенки и потешки
- Русские сказки о животных ("Колобок", "Теремок", "Репка" и т.д.)
- "Рифмы матушки Гусыни" в переводе К. Чуковского
- "Муха-Цокотуха","Тараканище", "Мойдодыр" и другие сказки К. Чуковского
- стихи А. Барто
- С. Маршак "Сказки, песни, загадки"
- стихи С. Михалкова
- Гаршин "Лягушка-путешественница"
Дети от 3 до 5 лет
В этот период у малыша
формируется система мышления. Пересказывайте друг другу прочитанные сказки.
Сравнивайте их между собой.
Рисуйте на тему сказок.
Додумывайте свои 'концовки' сказок или повороты сюжетных линий. Если сейчас ребенок получает удовольствие от чтения, от того, что он получает информацию из книг, эта любовь, скорее всего, перерастет в потребность и сохранится на всю жизнь. Почитайте следующее:
- 'Серебряное копытце' П.П. Бажова
- 'Рассказы и сказки о животных' В.В. Бианки
- Г. Остер "Котенок по имени "Гав", сказки про Мартышку, Слоненка и Удава, "Петька-микроб"
- 'Стихи для детей' И. Токмаковой
- 'Спящая красавица','Мальчик-с-пальчик', 'Кот в сапогах' и другие произведения Ш. Перро
- 'Дюймовочка', 'Гадкий утенок', 'Снежная королева', "Огниво", "Стойкий оловянный солдатик" Г.Х. Андерсена
- Аленький цветочек' А. Аксакова
- Серая Шейка' и 'Аленушкины рассказы' В. Мамина-Сибиряка
- 'Конек-Горбунок' П.Ершова.
Дети от 5 до 7 лет
Это, пожалуй, самый ответственный возраст, будьте еще более внимательны при подборе книг. Ведь скоро в школу! Следующие книги рекомендуют:
- "Дядюшка Ау"
- "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролла (в переводе Б. Заходера)
- "Волшебник страны Оз" Л. Баума
- "Волшебник изумрудного города"
- "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" и другие произведения А. Волкова
- "Щелкунчик и мышиный король" А. Гофмана
- "По следам почемучки" О. Кургузова
- "Приключения капитана Врунгеля" А. Некрасова
- "Цветик-семицветик"
- "Дудочка и кувшинчик" В. Катаева
- "Три толстяка" Ю. Олеши
- А. Милн "Винни Пух и все-все-все"
- Туве Янссен "сказки про Мумми Троллей"
- «Мэри Поппинс" Памелы Трэверс
- Г.Х. Андерсен "Русалочка", "Снежная королева", "Дикие лебеди".
Школьники
В этом возрасте книги могут быть самыми разнообразными —
выбор зависит от предпочтений ребенка. Поэтому рекомендую нейтральную, но очень
интересную литературу для самостоятельного чтения:
- Р. Толкиен "Хоббит или Туда и Обратно"
- В. Скотт "Айвенго"
- А.Ефремов "Благородный король Артур и его доблестные рыцари" (или про Артура Томаса Мэлори, Мери Стюарта)
- Марк Твен "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна"
- Ч. Диккенс "Приключения Оливера Твиста", "Большие надежды"
Подростки
Как известно, подрастающее поколение интересуют книги с налетом
таинственности, фантастики, романтики и приключений. Отсюда и рекомендую для чтения новинки книжного мира:
- «Ванго» (Тимоте де Фомбель) - Ванго практически ничего не знает о себе — когда-то давно мальчика вместе с няней нашли на берегах Эоловых островов. И вот сейчас юноша вынужден бежать из страны, преследуемый за преступление, которого не совершал;
- "Зильбер. Первый дневник сновидений.», автор Гир Керстин - девушка Лив, главная героиня книги «Зильбер. Первый дневник сновидений» ведет дневник сновидений и обладает талантом проникать в сны, причем не только в свои;
- «Сканеры», автор Шойбле Мартин - В эпоху цифровой реальности бумажные книги все больше и больше отходят на задний план. В детективном романе-антиутопии «Сканеры» действие происходит в 2035 году, когда отдых, общение, да и вся жизнь происходит в виртуальном пространстве, а последние сохранившиеся бумажные книги выходят из оборота;
- «Я не верю в монстров», автор Сашар Луис — это история о дружбе, ненависти, откровенности, о том, как ценно взаимопонимание, и о том, что в каждом человеке, каким бы плохим он ни казался, всегда живет что-то хорошее. В каждом классе есть такой человек, с которым никто не хочет дружить и сидеть за одной партой.
Приятного летнего чтения!