Невольные ассоциации с упоминанием слова
«подростки» – бунты, протесты, стремление к самовыражению вкупе с творческими порывами, взросление. Это
время борьбы за свою эмоциональную независимость от родителей, активный поиск себя.
В подростковые годы не удивительны
конфликты со старшим поколением . Родители убеждены, что знают, как будет лучше, стараются уберечь отпрысков
от невзгод, а дети пренебрегают их опытом и
ищут свой путь. Матери и отцы желают видеть своих детей счастливыми, благополучными, их главная задача – научить ребенка жить долго и счастливо. Или просто счастливо. Или просто долго и безопасно… Возможно, кому-то важно воспитать лидера – вариантов множество, в зависимости от амбиций старшего поколения. А у самого ребенка могут быть устремления, отличные от родительских, и его приоритеты указывают на иной путь.
Подросток стремится всеми силами разорвать тесную связь со своими родителями, доказать себе в первую очередь, что он достаточно взрослый для принятия важных решений. Наверно, эти годы можно сравнить со становлением на крыло птицы – птенцы вылетают из гнезда, но рядом следуют родители. Они страхуют малыша от падений, учат определять направления, добывать корм, защищают при появлении угрозы. Но взрослые птицы не летят за подросшего птенца, а дают ему возможность почувствовать свои силы.
Иногда смотришь со стороны и замечаешь: серьезные разногласия с подростками начинаются, когда изменившиеся потребности, устремления подросших детей родители начинают принимать за проблему. А ведь желание
заниматься музыкой в ущерб навязанной
рукопашной борьбе или глубокое увлечение астрономией, участие в сборах скейтеров – не обязательно протест родительской воле, часто в том выражаются личные интересы. Родители же пугаются
снижению влияния на ребенка, стараются восстановить его.
Значительная сила, питающая подростковый бунт, заключена
в родительском недоверии ребенку , его силам. Сложно верить точности чужого компаса, если считаешь, что он недоработан, проще взять свой и идти знакомой тебе тропкой. Так быстрей и надежней, потом его (возможно, изрядно поизносившийся и устаревший) можно передать в дар детям. А их новенькие настроить по-своему или вовсе выбросить за несоответствием родительским целям.
Тревога матерей и отцов за благополучие своих детей толкает к вездесущему
контролю за «трудным» подростком, тем самым усиливая его протест. Если взглянуть с данной точки зрения на популярную фразу
«маленькие детки – маленькие бедки, большие детки – большие беды», то становится заметна негибкость родителей. Дети выросли, их роль в семье и обществе меняется, а отношение матерей остается прежним. В три года не сложно убедить ребенка оставить в покое приглянувшуюся ему лужу, а подростка уже так легко не склонить к удобному для его родителей мнению. Научится ли он
быть ответственным за свою жизнь, если его воля подавляется, а способность определять свои приоритеты не востребована? Вряд ли.
Подростковый бунт необходим, но
как благополучно пережить его родителям – сложный вопрос. И каждый его решает сам: одним ближе азиатская традиция воспитания, другие предоставляют полную свободу своим детям, третьи ищут золотую середину. Вопрос подросткового бунта сложный и стоит разделить его на составляющие, чтобы увидеть возможные решения. И об этом поговорим в следующих частях.
Продолжение