Конфликт – один из наиболее острых способов разрешения имеющихся противоречий между людьми. С одной стороны, он
мешает стабильному ходу работы, с другой – четко обозначает имеющиеся претензии в коллективе,
способствует решению сопутствующих ему спорных моментов. Как ни странно, но иногда именно через конфликт, с четко выраженной позицией сторон, можно достичь оптимальных условий труда или эффективной деятельности. Однако, чтобы была хоть какая-то польза от такой ситуации, нужно не превращать его в скандал с бесконечными взаимными обвинениями, а разрешать: аккуратно, спокойно, не забывая о своих целях. Есть несколько
видов конфликта: личности с группой, межгрупповые, межличностные. И если первые два в своем разрешении зависят от менеджеров, то в межличностном вполне возможно разобраться самостоятельно.
Любой
зарождающийся конфликт в рабочем коллективе имеет свои
причины и
цели. Иногда сторонам достаточно их определить,
прислушаться друг к другу и постараться в дальнейшем не совершать действий, неприятных коллеге. Какой смысл тихо дуться и ворчать на соседку по кабинету, что она постоянно пользуется моим дыроколом и не возвращает его на место? Куда безопасней для здоровья предложить ей соблюдать порядок или посоветовать приобрести свои канцелярские принадлежности (если неприятно делить их с кем-либо). Не лишним будет и
объяснить причины подобного диалога, ведь окружающие не могут знать о наших предпочтениях и маленьких «тараканах» в голове.
Диалог как мера профилактики конфликтов весьма
эффективен. Без него недовольство рано или поздно найдет выход и, когда «накипит» - конфликт гарантирован. Но не всегда удается договориться мирно. Любые рекомендации по поведению в конфликте начинаются со слов
«сохраняйте спокойствие». Но каким образом возможно его сохранять, когда на вас давят и кричат?
Как не «заразиться» агрессией в конфликтной ситуации
Немного самовнушения не помешает.
1. Представить себя за рулем автомобиля, и вместо набора скорости (вовлечение в агрессию оппонента) –
«давить на тормоз», останавливая таким образом разгоняющиеся нервы.
2. Мысленно
погладить себя по голове: «Какая я умница! Я умею управлять собой даже в сложных ситуациях!». Искренне, ведь вы действительно сейчас проявляете себя с лучшей стороны.
3.
Снизить значение конфликта, взглянув на него в масштабе жизни или немного поиронизировать (мысленно) над оппонентом и самим собой. Это всего лишь момент жизни, мы сами решаем делать его значительным или ничтожным.
4. В жизни много хорошего, приятного, радостного. Сложившуюся неприятную ситуацию можно воспринимать как маленький
оброк Судьбе. Споры – они случаются.
Однако, оставаться в эмоциональном равновесии еще не значит решить сложную ситуацию. Вам еще предстоит утихомирить натиск агрессивной стороны, в ходе чего прийти к мирным переговорам.
Как остудить агрессора?
1. Агрессору необходимо дать
«выпустить пар». На пике возмущения, во власти эмоций собеседник вряд ли окажется способен к конструктивному диалогу. А пока он выговаривается и кипит, обнажая свои слабые места, вам
открываются пути решения спора. Например, коллега имеет множество претензий к вам как к молодому сотруднику. Раз за разом, вы совершенствуетесь (что полезно), устраняете ошибки в ведении документации, подстраиваетесь под офисные правила – а ей все мало. Вполне возможно, причина не в вас лично, но старшей коллеге помешало подселение в ее кабинет другого сотрудника. В развернувшемся конфликте становится заметно, как именно достичь мира на рабочем месте: донести до ее понимания, что два сотрудника в одном кабинете – данность. И не важно, вы на этом месте или кто другой, коллеге придется мириться с присутствием других людей на общем рабочем пространстве.
2.
Выразить свои чувства. Необходимо объяснить, чем сложившаяся ситуация вас не устраивает. Возможно, агрессор даже не замечает, что назначил вас
«козлом отпущения» и действительно не видит своей отрицательной роли в развитии спора. Важно показать, что вы готовы к
конструктивному диалогу и против пустого слива эмоций.
3.
Вести открытые переговоры. Открытые – значит, проговаривая и определяя все спорные моменты взаимоотношений. Важно
помнить о своих интересах, соблюдать их и не попирать, не менее важно и
уважение интересов оппонента. Ведь цель переговоров в создании рабочего пространства, благополучного для всех сторон
Конфликты решаемы. Многое зависит от нашего поведения в сложившейся ситуации. Однако, не стоит забывать, что
работу мы выбираем сами. Что она нам дает? Определенный доход и связанную с ним материальную стабильность, отработку навыков, профессиональный рост, круг общения – у каждого свои цели. И пока поставленные цели для нас значимы, наверно, тогда мы и ищем компромиссные решения. В противном случае, всегда можно оставить место, неудовлетворяющее нашим желаниям и возможностям.