На днях перебирала коробку с книгами своего детства, отбирая то, что сейчас заинтересует сына. Но увлеклась сама. Одна из книг - «Четвертая высота» Е. Ильиной – старая, потрепанная, ее я читала прежде несколько раз, не уставая удивляться жизнелюбию героини повести. Учитывая то, что с Гулей Королевой мы были "соседками" (жили в одном доме, но в разное время), мое воображение тогда живо иллюстрировало картину ее прощания с мамой и маленьким сынишкой. Вот она торопливо преодолевает 71 ступеньку в гулком подъезде, поправляет грубый армейский ремень, приглаживает только что подстриженные волосы и открывает дверь в квартиру... Не помню, чтобы в детстве я роняла слезы над этой книгой. Но сейчас... Возраст, опыт, реалии современной жизни: эта история подарила иные чувства и переживания.
-----
В семье работников кинематографического цеха Владимира Королева и Зои Козицкой в 1922 году родилась девочка, которой назвали необычно и красиво - Марионелла. Правда, имя это не прижилось; проворную, улыбчивую девчушку прозвали Гулей. По воспоминаниям матери «очень рано у Гули проявились основные черты характера: она не плакала от боли, не капризничала, была заразительно весела, настойчива в преодолении трудностей, которые ей приходилось встречать. Всегда боролась сама с собой и побеждала».
Детство Королевой прошло между Москвой, Киевом и Одессой. Уже в 3 года она исполнила свою первую роль в кино: эпизод в «Каштанке». Затем были «Бабы рязанские», «Дочь партизана», «Я люблю», «Солнечный маскарад». В 12 лет к Гуле пришла известность - ее узнавали на улице, брали интервью, слали письма со всех концов большой страны. За актерскую работу она была награждена путевкой в Артек. Однако от звездной болезни Королева не пострадала, наоборот, несколько стеснялась своей популярности.
Съемки отнимали много времени и школьная успеваемость начала серьезно страдать. Со свойственными ей упорством и решительностью Гуля бросилась в бой за хорошие оценки. Сначала под ее натиском сдалась география, затем и все остальные предметы. Экзамены Королева выдержала на «отлично».
После школы Гуля решила не продолжать карьеру в кино и поступила в Киевский гидромелиоративный институт. Она мечтала участвовать в каком-то трудном, серьезном деле, например, превратить пустыню в цветущий оазис. В этом же году Королева вышла замуж. Семейное счастье длилось не долго: началась война, супруг ушел на фронт.
В 1941 году Гуля вместе с матерью была эвакуирована из Киева в далекую Уфу. Здесь родился ее сын Саша, которого в семье ласково называли Ежиком. Мать и дочь каждый день с тревогой ждали сводки с фронта. Одна из новостей особенно их поразила – 24-летняя летчица расстреляла малышей на пляже в Анапе.
«…Нет, не уйти от Ежика… надо жить для него. А может, лучше, правильнее умереть за него? Ведь если грудью не прикрыть таких, как он, у наших детей и жизни не будет. Ведь расстреляла же фашистская летчица маленьких детей на морском берегу в Анапе. И Ежика так же спокойно убила бы, если бы он в это время был там. А Ежик только начинает жить… Значит, надо прикрыть грудью… сердцем!» («Четвертая высота». Е.Ильина).
Гуля с нетерпением ждала известий от своего мужа. Однажды она получила письмо, которое сообщало о его гибели. Незадолго до этого она узнала о еще одной потере – ее любимый Киев был захвачен.
Королева работала в госпитале, получила звание санинструктора. Она дарила раненным не только заботу своих рук, но и солнечное настроение: пела песни, читала стихи, заведовала больничным клубом. Но Гуле этого было недостаточно - она рвалась на фронт. Уже некоторое время она просила взять ее добровольцем, но командование 280-го стрелкового полка не спешило принимать заявление у матери грудного ребенка. В итоге настойчивость Гули победила, и ее зачислили в медико-санитарный батальон. За полтора часа до отправления эшелона она пришла рассказать матери о своем решении, попрощаться с сыном.
«Пока мать собирала ее в дорогу, она держала Ежика на коленях и долго смотрела на него. Ежик хмурил белые брови, трогал звездочку на маминой пилотке и что-то говорил на своем собственном, непонятном языке. А Гуля старалась получше запомнить его ручки с крохотными ноготками, круглый выпуклый лобик, затылочек со светлыми нежными волосиками. Вот они, последние минуты дома…» («Четвертая высота». Е.Ильина).
Под Сталинградом Королева была санинструктором и состояла в агитбригаде. Она всегда оказывалась в самой гуще событий, сражалась бесстрашно и отчаянно. Спасла сотни жизней, десятки бойцов переправила через Дон, тысячам своих товарищей подарила надежду и веру в будущее. 24 ноября 1942 г. во время боя около хутора Паньшино, она вынесла с поля боя 50 раненых товарищей, была ранена, а после смерти командира, подняла бойцов в атаку, ворвавшись с гранатой во вражеский окоп. В этом сражении Королева погибла. В одном из своих последних писем домой 20-летняя Гуля писала: « Сегодня получила открытку. Очень обрадовалась Ежулькиным каракулям. Жду с нетерпением карточки Ежа. Но вы все собираетесь, собираетесь... Вы все же поспешите. Ведь здесь живешь минутами. Посылаю вам свою рожу. Только вы не пугайтесь, я, ей богу, не такая страшная. Этот снимок сделан после одного очень горячего боя. Но, как видите, у меня далеко не изможденный вид. Я думала, на мою полноту хоть бой подействует. Ничего подобного! Никакого впечатления!».
P.S. Ежика вырастила бабушка. Александр Королев-Казанский стал в дальнейшем врачом-анестезиологом, жил с семьей в Киеве.
Все блоги (228)
Авторские колонки (23)
Афиша (5)
Все о детях (18)
Закон и порядок (5)
Здоровье (11)
Корпоративные блоги (51)
Красота (7)
Кулинария (9)
Обо всем на свете (10)
Полезный блог (5)
Психология (6)
Семейная жизнь (4)
Стиль жизни (6)