Яркие обертки, призывные лозунги, обещание праздника и признания. И даже с коробок хлопьев смотрят герои мультфильмов. «Будь как мы!» - и дети попадают в
сеть рекламы. Союз маркетинга и психологии состоялся давно. Кроме того, что в создании рекламы учтены предпочтения той категории потребителей, на которую ориентирован товар, в ней нещадно эксплуатируется неспособность детей младшего возраста (до 6 лет) различать и анализировать чужие убеждения и мотивы. А до 4-5 лет ребенок просто не умеет отличать телепередачи от рекламы – последняя для него даже привлекательней.
Влияние детей на покупки, совершаемые взрослыми, велико. И производитель, заинтересованный в росте продаж своей продукции, через них находит свой путь в семейные бюджеты. Кому не знакомо детское: «Мам, купи, пожалуйста...»? И даже самые стойкие родители иногда поддаются на желания своих детей, продиктованные рекламой. Рекламодатели
заставляют детей «пилить» своих родителей.
Запоминающийся,
незатейливый сюжет,
яркие цвета,
навязчивые мелодии –
ловушка готова. Над ней трудились многие маркетологи, проводились исследования, в рекламе выверен каждый шаг. У детей не развито критическое мышление, для них все, что нравится,
воспринимается как хорошее и
полезное. Нет рациональности, свойственной взрослым. А чего стоит
скрытая реклама в мультфильмах? Ненавязчиво предложенные в кадре
хрустящие хлопья, которые герой съел перед своим подвигом, заставляют детей просить такие же.
Телевизионная реклама грубо вторгается в мир ребенка. В некоторых странах ее воздействию препятствуют на государственном уровне. Например, в Швеции запрещена реклама, ориентированная на детей, как формирующая психологию потребительства. В основе рекламного ролика часто лежит мотив «стоит только захотеть, и ты все получишь вместе с баночкой нашего продукта». А американские ассоциации здорового питания требуют
прекратить детский маркетинг. В нашей стране подобные меры пока не находят применения, остается рассчитывать на свои силы в противодействии рекламы.
Как противостоять рекламе для детей?
1. Общение.
Детям необходимо
объяснять, что такое реклама и каким целям она служит. Просматривая рекламу, разговаривать с ребенком: что он видит, какие желания у него вызывает. Спросить, нужна ли ему это вещь и как он планирует ее использовать. Постепенно ребенок поймет, что реклама имеет своей целью не развлечение зрителя, а
побуждение к покупке определенного товара. Он учится оценивать увиденное и ответственному поведению.
2. Учить детей искать побудительные причины действий.
В случае с рекламой такая причина одна – желание производителя продать свою продукцию. Важно научить ребенка определять,
для чего ему нужен этот товар. Может быть, есть подобные товары с аналогичными свойствами, а данный интересует лишь причастностью к очередному супергерою. Для ребенка важно быть частью общества, «быть как все», «своим» и, вполне возможно, наличие конкретной игрушки поможет ему освоиться в коллективе. Согласитесь, появляется хорошая основа для беседы о способах утвердиться в обществе. Это игрушка – лишь
предлог для общения, родители могут помочь ребенку увидеть суть: общая с друзьями тема.
3. Учить детей совершать покупки.
Как-то наблюдала этот метод в действии в магазине и переняла его. На капризы дочки женщина у нее спросила, имеет ли она представление о стоимости желаемой ею покупки и что можно купить на эти деньги. Девочке было лет пять – ее выбор был в сторону творожного десерта против пачки несквик.
Покупки должны быть осознанными (чем часто родители и сами похвастать, конечно, не могут). Простой вопрос может разбить вдребезги рекламный ролик: можно ли, купив навороченные кроссовки, добиться высоких результатов в спорте или все же нужно приложить усилия? Конечно, нет. Хороший вопрос, меня тоже он останавливает от
импульсивных покупок. Иногда.
4. Проводить меньше времени у телевизора.
Рекламные ролики имеют негативное влияние на детскую психику благодаря частой смене картинок, громкости. Нужно ограничивать время, проводимое ребенком у телевизора, сделать жизнь более творческой. Или больше читать с малышом. Доказано, что при чтении работает воображение, потому прочитанное закрепляется в памяти, в то время как готовая картинка из рекламного ролика стирается.
Реклама прочно вошла в нашу жизнь. Нет ничего страшного, что ребенок просит
ранец с изображением Человека-паука или велосипед «как у Павлика» - у каждого времени свои герои. Страшно, если малыш превращается в ходячий бренд. И желание коллекционировать кукол
Барби диктуется не столько рекламой, сколько отсутствием внимания к ребенку. Многие ли девочки захотят покупать очередные наряды кукле, если им представится возможность
провести вечер с мамой за шитьем красивых предметов гардероба для своей любимицы? В силах родителей
противостоять работе маркетологов.
Да, реклама часто толкает нас на необдуманные покупки, но и свою информативную функцию она несет. Ее действие – прекрасный способ научить детей замечать суть происходящего. Пусть не сейчас, пусть это случится позднее, но ребенок поймет, что красивые картинки и яркие призывы лишь способ достижения цели: повышение уровня продаж. А у зрителя цель в получении
информации и
адекватном выборе.