Интернет затягивает. В медицинский лексикон всё прочнее входит новый термин, за которым скрывается страшная болезнь —
интернет зависимость.
Поначалу родители, дети которых проводят свое время в интернете, даже рады: ребенок на глазах, не общается с дурной компанией, по улицам не носится, тихий, спокойный, дома сидит. И лишь когда обнаруживается, что ребенок избегает живого общения, а на попытку ограничить его время в сети реагирует агрессивно, родители начинают бить тревогу. Беда в том, что, чем больше времени на проблему не обращали внимания, тем труднее вернуть человека в реальную жизнь.
Ситуация усугубляется еще и тем, что зачастую взрослые не видят опасности в сети: в отличие от алкогольной или наркотической зависимости, всемирная паутина затягивает незаметно, без внешних признаков разрушения.
Почему такая опасность грозит в первую очередь подросткам?
Уход в
интернет от реальной жизни сам по себе не является диагнозом. Он, скорее, симптом других проблем: депрессии, комплексов, травмы, неудовлетворенности собой, неустроенности личной жизни. Но если для взрослого человека все перечисленное именно список проблем, то у подростка – это норма мироощущения. Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов жизни любого человека в силу объективных возрастных причин: от психологических до гормональных. Подросток все время мечется в поисках себя, испытывая практически бесконечный стресс. А интернет предлагает ему сразу несколько способов выпустить пар и почувствовать себя счастливым и удовлетворенным.
Что находят дети в сети?
Общение.
В реале подростки зачастую испытывают трудности в отношениях со сверстниками. Потребность найти свое место в социуме, быть по достоинству оцененным – все это является нормальной человеческой потребностью, но для достижения этих целей необходимы знания, опыт и внутренняя уверенность. А за сделанные ошибки расплачиваются эмоциями, отвержением компании. В интернете все проще. Собеседник не знает тебя, выдается некий заочный кредит доверия. Кем бы ты не представился, что бы о себе не рассказал – все это принимается на веру. Ну а если общение не складывается, то его можно прекратить одним нажатием кнопки. В результате подросток получает суррогат живого общения, но абсолютно лишенный ответственности живой коммуникации. А поскольку в сети всегда присутствует огромное множество людей и сообществ, подросток всегда найдет себе собеседника. Зачем строить отношения, учиться правилам общения и понимания, если ты можешь закрыть одно окно и перейти в другой
форум или
чат с другим набором собеседников?
Острые ощущения.
В
интернете легко удовлетворить тягу к острым ощущениям, потому что дистанцированность рождает ощущение безопасности, а как следствие, подросток теряет чувство реальности и совершенно отучается отвечать за свои слова и нести ответственность в отношениях. Выбрав себе виртуального или игрового персонажа, можно получить массу ощущений от игры или словесной перепалки. Многие игры откровенно провоцируют агрессию, подсознательно снижая ценность человеческой жизни, приучают к жестокости. Зачем выбирать слова или поступки и учиться беречь себя и других, когда все вопросы можно решить выбором оружия или бонусом в виде новой «жизни» своего игрового персонажа?
Снижение интеллектуальных и энергетических затрат.
Интернет предоставляет огромные возможности по получению любой информации. Неважно, чем именно вы интересуетесь, грамотно составленный запрос - и поисковик выдаст вам нужную литературу. Но школьники вовсе не затем лазают по сети, чтобы найти электронные варианты нужной для обучения и развития литературы. Зачем читать книги и учиться анализировать информацию, когда можно скачать готовый реферат?
Когда пора встревожиться?
Если ваш ребенок раздражается при попытке отвлечь его от компьютера, делает долгие паузы между вашим вопросом и своим ответом на него, агрессивно реагирует на самые обычные вещи, теряет чувство времени и интерес к живым людям, - вам пора принимать меры. Если вы не уверены в своих выводах, можно обратиться вот к такому
тесту.
Продолжение.
Начало здесь