• Блог
Воспитание 253 читателя
• 

Домашнее обучение: стоит ли игра свеч?

Домашнее образование набирает обороты: в 2008 году на этом способе обучения находилось около 10 000 детей, а в 2012 году их число превысило 100 000 человек. Впечатляет, но это по всей стране. Все чаще можно встретить доводы в духе «великие мыслители тоже были на домашнем обучении», тем не менее, предубеждения о нем уходят в прошлое медленно. Школу мы привыкли воспринимать как один из важнейших этапов в жизни ребенка, место, где он не только обретает фактические знания, но и учится общаться в коллективе, отрабатывать свои социальные навыки, учится ставить задачи и их решать. Школа – необходимая база для дальнейшего поступления в институт и может отразиться на будущей карьере. Так ли это? Подобные убеждения кажутся незыблемыми, потому иные формы обучения не воспринимаются как достойная замена. Приглядимся к домашнему образованию.



Согласно букве закона, школьное образование может быть в очной, очно-заочной или заочной форме, вне стен школы обучение предусмотрено в семейной форме. То образование, что принято называть домашним, подразделяют на надомное и семейное.

Надомное образование

Надомная форма образования существует давно, она предусмотрена для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Ее минимальный срок составляет две четверти учебного года. Дети проходят общую программу обучения, изучают те же предметы, что и их ровесники в школе, так же сдают контрольные и экзамены своим педагогам. График занятий составляется индивидуально, и уроки могут быть как менее продолжительными, так и более длинными (до двух часов). По завершении обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца.



Для оформления перехода на надомное образование нужно:
1. Представить администрации школы справку из детской поликлиники с заключением медицинской комиссии на обучение на дому.
2. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения о переводе на надомное обучение.
3. В случае, если ребенок не в состоянии проходить обучение по общей программе, родители вместе с представителем школы составляют вспомогательную программу.
4. Издается приказ по образовательному учреждению, в котором назначаются педагоги и определяется периодичность аттестации ребенка в течении учебного года. Родителям выдается журнал проведения занятий, который заполняют преподаватели. В конце года родители сдают его в школу.

Семейное образование

Если надомное обучение продиктовано необходимостью, то семейное образование оформляется исключительно по желанию ребенка и его родителей. В этом случае все знания ребенок получает от родителей, нанятых педагогов или самостоятельно, в школе же проходит только итоговую аттестацию. Надомное образование вызывает множество споров. Порой, в отказе от детского сада иные родители видят поломанные судьбы детей, что уж говорить о школе? Кажется безрассудством взять и по собственной прихоти лишить ребенка возможности развиваться в социуме, закрыть его дома, словно мудрого пескаря из сказки.



Минусы домашнего обучения вполне очевидны: ребенок не учится работать в команде, у него нет опыта выступления на публике и отстаивания своего мнения перед сверстниками. Да и стимул делать домашнее задание каждый день постепенно снижается. Однако, все эти нежелательные последствия вполне устранимы, достаточно обеспечить ребенку занятия в секции по интересам и уделять должное внимание его внутреннему миру.

Может, имеет смысл отбросить стереотипы? Ведь семейное обучение оправдывает себя во многих странах мира. И в некоторых случаях бывает весьма желанно, например, когда ребенок опережает в развитии сверстников и ему откровенно скучно на уроках, ориентированных на общий уровень – у него пропадает стремление учиться. Регулярное посещение школы может мешать ребенку в его увлечении профессиональным спортом, творчеством. Также в случае, если работа родителей предполагает частые переезды и бесконечная адаптация в новом коллективе несет риск серьезной психологической травмы для ребенка, стоит рассмотреть как вариант семейное образование.
Кроме того, родители могут отказаться отдавать ребенка в общеобразовательную школу по религиозным или идеологическим взглядам.



Стоит только присмотреться, как становятся видны плюсы семейного образования:
1. Возможность регулировать процесс обучения: задерживаться на сложных темах или проходить их чуть быстрее. Это делает процесс обучения более удобным для ребенка, способствует лучшему усваиванию материала. Родители свободно учитывают индивидуальные способности своего ребенка.
2. Жизнь семьи можно больше не строить вокруг расписания школы, отпрашиваться с работы из-за собраний, а отпуска подгадывать под каникулы.
3. Ребенок учится рассчитывать на свои знания, на себя, принимая ответственность.
4. Фиксация на результате – получении знаний, в то время как средняя школьная программа ориентирует детей на полученный балл.

Порядок оформления перехода на домашнее обучение прост: родители пишут соответствующее заявление в департамент образования, создается комиссия для его рассмотрения. Далее в образовательном учреждении, к которому прикрепили ребенка, издается приказ, прописываются обязательная программа обучения, сроки прохождения итоговой и промежуточной аттестаций. В завершении, между родителями и школой заключается договор с указанием прав и обязанностей сторон.



Мир, в котором мы живем, меняется. Совсем недавно домашнее обучение казалось уделом прошлых столетий, неуместным в современности. Но все чаще слышны сомнения, насколько допустимо впускать общество в современном виде в хрупкий мир ребенка, и кто-то находит свое решение в домашнем обучение. Важно, чтобы нашими действиями, как родителей, руководили не страх и желание скрыться, а стремление развить лучшее, индивидуальное в своем ребенке. Стремление помочь раскрыться личности.
+7 спасибо спасибо!  30 марта 2014 г. 13:38 добавить в избранное 15 Фантом комментарии 15
Поделиться:
• Комментарии
Margusik, 30 марта 2014 г. в 19:57 Хороший комментарий +3 Плохой комментарий
Спасибо за статью и за поднятую тему! У меня тема домашнего обучения вызывает огромный интерес. Сыну 6лет. В обычную школу отдавать не хочу, т.к. не устраивает ни качество образования, ни "социализация" в стенах школы. Уж на собственном опыте уверена, что без традицонной системы воспитания "садик-школа" вполне можно обойтись, т.к ребенок в садик практически не ходил, сейчас ходит в садик кратковременного пребывания на 3 часа, с коммуникацей проблем нет, вполне устойчив в конфликтах со сверстниками, дружить ему нравиться, так что предрекаемой "дикостью" и не пахнет))Поэтому в школу за социализацией идти смысла не вижу, за образованием-тоже спорно. Так что я в поиске формы обучения вне обычной школы. Будет интересно почитать мысли, считающих также)))
Дева Дивная, 30 марта 2014 г. в 23:01 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
и мне тоже эта тема интересна.
Счастье_Есть, 7 апреля 2014 г. в 17:38 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Приходите в бои по этой теме
http://www.ufamama.ru/forum/messages.aspx?topicid=27599&messageid=5928157&Page=0#post5928157
m_alinchik, 31 марта 2014 г. в 11:40 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
тема безусловно интересна.
AlisaSA, 31 марта 2014 г. в 12:09 Хороший комментарий +6 Плохой комментарий
Девочки, тема безусловно интересная...
Но мое мнение, что при семейном обучении:
1.сами родители должны быть достаточно образованы(согласитесь не каждый сможет правильно и доступно объяснять все школьные предметы),
2.скорее всего в семье будет работать только один из родителей,
3.ребенок должен быть реально очень ответственным, собранным и одаренным, мое ИМХО в наших школах таким ученикам преподы специально оценки занижать будут, чтоб не чуствовал себя особенным.
Как вариант, альтернатива-частная школа.
Libra, 31 марта 2014 г. в 12:11 Хороший комментарий +2 Плохой комментарий
У меня муж тоже считает, что сейчас в общеобразовательных школах делать нечего, и домашнее обучение намного лучше. я же не знаю..с одной стороны конечно согласна, с другой - нет таких средств, чтобы персональных учителей оплачивать((вот и думаем, что делать, хотя нам до школы еще 4 года. но время летит быстро...
Елана, 31 марта 2014 г. в 13:51 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Если есть интерес к данной теме, есть предложение более полно ее раскрыть и обсудить разные стороны данного вопроса в боях без правил )
Дева Дивная, 31 марта 2014 г. в 14:20 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
давайте. Я бы хотела услышать все мнения, чтобы сложилась какая-то определенная картина.
СНаталя, 31 марта 2014 г. в 17:32 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
мне тоже очень интересна эта тема, так как социализация в школах, действительно, сомнительная, но спорных вопросов много у данной темы.
ankh, 31 марта 2014 г. в 17:27 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
я тоже за более подробное развитие темы:) может быть имеющие опыт и наработки родители поделятся через что им пришлось пройти ради домашнего обучения (как в плане поломки своих и чужих стереотипов, так и в плане бюрократической волокиты). Из моего окружения знаю лишь одну семью, которая решилась на такой шаг, они обучаются дистанционно в школе Краснодарского края, 2 раза в год ездят туда на аттесиацию. Сама думаю о такой возможности
Фантом, 31 марта 2014 г. в 17:44 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Если интересен опыт российских семей, то его можно найти здесь. Законодательная база есть (в тексте давала ссылку, в письме перечислены и законы иподзаконные акты, регулирующие процесс семейного образования), но вот насколько вся наша бюрократическая машина готова двигаться - это большой воспрос. Мне кажется, пока их не расшевелишь, они не сдвинутся.
Счастье_Есть, 7 апреля 2014 г. в 17:38 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий

приглашаю в бои по данной теме
http://www.ufamama.ru/forum/messages.aspx?topicid=27599&messageid=5928157&Page=0#post5928157
белкин, 1 апреля 2014 г. в 11:51 Хороший комментарий +4 Плохой комментарий
Сейчас,во времена интернета, учиться на дому гораздо проще. Наберите в любом поисковике любую школьную тему и вам как минимум несколько уроков он-лайн выдадут. И ведут их заслуженные педагоги, кандидаты и т.д., ребенок сам может "выбрать" себе учителя и "учиться" у него.
Для меня главной проблемой в школьном обучении является адаптация ребенка как с учениками, так и с учителями. И если от каких-то проблем в детстве его можно оградить с помощью домашнего образования, то как быть со взрослой жизнью? Жить все равно придется в реальном мире, с хамами, неадекватами и тому подобными членами полноценного общества. На другую планету не улетишь... Хотя психика, возможно, будет более устойчива к таким проявлениям.
ValentinaAv, 26 ноября 2014 г. в 19:58 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Ну тут еще вопрос с переходом весьма интересен.Мы вот в итоге смогли только по таким вот справкам http://spravkazdes.ru/ перейти , ибо до этого натыкались или на игнор или на откровенный негатив
Андрей Зверев (vk7582561), 19 января 2017 г. в 14:44 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Забирая дочку из садика, мы с ней каждый раз проходим мимо школы (лицей № 60 в Инорсе).
Не в каждом кабаке услышишь столько отборного мата, сколько на территории и в окрестностях этого заведения, когда ученики расходятся по домам.
И похоже такая ситуация везде.
Не надо отдавать ребёнка в школу . Изувечат там его.
А общение можно найти в кружках по интересам, в спорте, в дружье с такими же семьями, где не наплевать на всё и всех.

• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта