Как часто говорят о
безусловной любви и подразумевают обожание! И наоборот: за
обожанием не различают любви. Вроде бы, очень близки эти понятия: в обоих случаях ребенок занимает важное место, к нему прислушиваются, его ценят. Пока родители не начинают
прислушиваться к чужим советам и опыту, путаница в понятиях не страшна.
... Совсем недавно пыталась убедить свою маму в том, насколько важно поддерживать ребенка в безобидных шалостях и любить безусловно – в ответ она сказала, что сын вырастет
эгоистом без стыда и совести. И прибила меня примерами знакомых, где обожаемые дочки-сыночки спустили свою жизнь в канализацию. Далеко не всем заметна огромная пропасть между безусловной любовью и обожанием. Попробуем ее обозначить?
Обожание изначально слепо: оно предполагает наличие кумира, непогрешимого и идеального. Пожалуй, многим знакома ситуация, когда семья полным составом кружится вокруг ребенка -
«ясное солнышко» и удовлетворяет все его прихоти. Хочет дитятко луну с неба – родители и за ней погонятся. Знакомые старшую дочку
растили, как принцессу. Она была обожаема всеми, и границ этому не было. Хвалили девочку за самые незначительные поступки, ее таланты превозносились невероятно высоко и демонстрировались всем вокруг.
Ребенок неизменно становился центром внимания взрослой компании. А потом родители лечили ее
истерические неврозы – картина реального мира, куда она попала подростком, грубым образом отличалась от созданного инкубатора. У родителей была потребность гордиться своим ребенком, выставляя ее как результат своих родительских усилий, а расплачиваться сложной адаптацией в социуме пришлось ребенку. К счастью, они справились, пусть и с помощью психолога.
Обожаемому ребенку подыгрывают (принижая своими сомнениями в детских способностях его личные успехи) и захваливают (приучая к зависимости от сторонней оценки). Что в том полезного для малыша, даст ли ему опору в жизни? В такой ситуации – ничего подобного. Он лишается возможности почувствовать свои силы и, следовательно, способности опираться на себя в жизни. А сформировавшаяся
зависимость в восхищении окружающих может толкать ребенка в сомнительные мероприятия.
Слепое обожание лишает чувства реальности все задействованные стороны. А окружающий мир, в котором предстоит жить ребенку – реален.
Совершенно иначе раскрывается понятие
безусловной любви. В ее основе лежит
принятие ребенка таким, какой он есть, каким он явился в эту жизнь – со своими чертами характера и облика, со своим темпераментом, способностями. Любить, принимая – просто потому, что он есть, со всеми несовершенствами. Да, он такой: не плохой и не хороший, и не нужно втискивать его в систему чужих оценок.
В
атмосфере любви и принятия ребенок учится вступать во взаимоотношения с другими людьми за пределами собственной личности. Здесь формируется здоровая
привязанность, и особенно важен опыт ощущения себя, чтобы не потеряться в жизни и научиться вырабатывать собственные ориентиры. Однако, часто за разговорами о безусловной любви амбициозные родители укладывают малыша в
прокрустово ложе собственных представлений о том, каким он должен быть. Поощряя, подгоняя – только бы любимый ребенок шел в указанном направлении.
Дети так устроены: им всё интересно, любопытно. Они
познают мир и не удивительно что иногда мешают окружающим проявлениями своих эмоций. Кто не был свидетелем
детских каприз в магазине? Мне нравилось, как соседка с ними справлялась: присаживалась рядом и разговаривала, объясняла – без оглядки на чужие комментарии и попытки пристыдить карапуза. Без стремления оправдаться:
«Ах, мы сегодня плохо спали…», не пренебрегая детской потребностью в принятии. Это ее ребенок, она учила его жить в обществе – без страха, с пониманием себя и собственных желаний. И сама не старалась выглядеть компетентной матерью с правильно воспитанным ребенком рядом. Девушка понимала, что дети – наше отражение: если есть ощущение собственной неправильности (в данном случае как мамы), то обязательно будет погоня за правильностью. Чтобы другие ее похвалили и выставили оценку. А где тогда будет место для ребенка?
Дети остро чувствуют отношение к себе, а
страх быть отвергнутым родителями является одним из самых сильных: он обеспечивает выживание и имеет физиологические корни. Через эту лазейку в их мир легко вкрадывается
условная любовь: ребенку кажется, что он более любим, соответствуя родительскому образу хорошего ребенка (занимая первые места на соревнованиях, много читая, будучи послушным и т.д.).
Конечно, принятие вовсе не означает отказаться от родительских усилий в
воспитании и плыть по течению. Нет. Но важно не задавить ребенка, вынуждая его соответствовать выставленным требованиям. Дать ему возможность быть собой, а не вами.
Ощущение себя, собственных потребностей и возможностей – и есть то, что может служить надежным фундаментом личности. И он закладывается в детстве. Ребенок – личность, для развития которой требуется надежная «утроба» (та самая безусловная родительская любовь, дающая чувство защищенности, доверия и уверенности) и пространство, где он может проявить себя.
... Невозможно переоценить поддержку, оказываемую внимательными родителями ребенку в его развитии, поисках, дерзновениях. Ребенок изучает новые для себя грани жизни, ощущая опору. В родительской семье ребенок учится создавать взаимоотношения с другими людьми. И какими они будут – во многом зависит от нас, родителей.
Другие статьи блога "Воспитание" на УфаМаме:
При ребенке?!
Как относиться к неудачам ребенка?
К чему приводят родительские амбиции?
Как научиться слушать и слышать своего ребенка?
Родители и дети – виноваты ли мы перед нашими детьми?
Послушание - добродетель? Или Послушный ребенок - легкая добыча.