Компьютер… Техника, позволяющая сделать нашу жизнь легче, свободней, интересней. Благодаря новым технологиям открываются более широкие возможности в плане обучения, заработка, общения – от управления капиталом до получения минутной поддержки посторонних людей. Мы становимся свободней. И в наши дни отказ приобретать навыки работы с компьютером,
в сети интернет, означает самого себя обделить. Вроде бы, всё логично,
компьютеры нужны – так откуда столько тревог и возмущений родителей детской увлеченностью ими, чем могут быть обусловлены категорические запреты на времяпровождение за столь полезной техникой? Попробуем разобраться.
Самый важный момент, конечно же, состоит в том, что компьютер грозится занять слишком много места в жизни ребенка, вытесняя остальные увлечения, интересы и прогулки. У большинства из нас найдутся подобные примеры: ребенок практически
уходит в виртуальный мир, отключившись от реальности, на долгие часы
застывая у монитора. Кроме вполне очевидного вреда его здоровью, выраженного в ухудшении зрения и искажении осанки (а следовательно, и влиянии на внутренние органы), серьезной нагрузке подвергается работа нервной системы, рушится режим питания. Может пострадать и
неокрепшая психика.
Однако не стоит забывать, что в наши дни достаточно развивающих компьютерных игр. К таким играм можно отнести различные
электронные раскраски,
паззлы, легкие
игры-бродилки, которые порадуют ребенка
младшего возраста. Та же программа Paint в стандартном пакете Microsoft может помочь малышу весело изучать цвета и формы. Для
младших школьников хороши
логические игры, направленные на развитие мышления и обучение в игровой форме чтению, письму, счету. К тому же, качественная лицензионная игра создается с делением на временные отрезки, между которыми удобно делать перерывы. Для
детей среднего школьного возраста подойдут
адвентурные игры (приключения), предполагающие проявление у пользователя таких качеств как сообразительность, логика, скорость реакции. А
старшеклассникам будут интересны
стратегии, где нужно планировать, управлять войсками, ресурсами. Стратегии стимулируют усидчивость, стратегическое мышление, способность к обобщению. Им, конечно, и
ролевые игры нравятся, вот только последние чаще других способны вызывать
психологическую зависимость.
В то же время есть игры, которые не рекомендуются детям любого возраста:
симуляторы (игра имитирует работу различных технических средств) и
3D-Action (трехмерная графика, множество спецэффектов). Психологи предполагают, что при чрезмерном увлечении подобными компьютерными играми ребенок значительно снижает способность анализировать и обобщать информацию.
В разное время, читая самые разные статьи, я не могла понять: с какого возраста стоит приобщать ребенка к использованию компьютера. Наибольшее доверие в этом вопросе у меня вызвала Ю.Гиппенрейтер, ее цитата из недавнего
интервью: «На мой взгляд, не столь важно, когда и через что именно войдут в жизнь вашего ребенка компьютерные технологии, важно лишь то, какое место они будут занимать в его жизни. Исключить компьютер из современной жизни невозможно».
И в самом деле, важно место. Если жизнь ребенка не заполнена
общением,
играми,
увлечениями и прочими естественными детским радостями, то он неизбежно будет всё это реализовывать через своего нового «друга» - компьютер. Техника станет компенсацией, очень важной и со временем все более желанной. Борьба опомнившихся родителей, их запреты, угрозы исключить полностью из жизни эту заразу, лишь усилят зависимость. И она будет прогрессировать каждый раз, как ребенок дорвётся до компьютера. Он будет играть впрок, потому что запретный плод сладок, а следующий пир очень нескоро.
А как обстоят дела с
педагогическим фактором? Здесь часто родители сами теряют объективность, воспринимая исключительно с негативной стороны компьютерные игры. Есть среди нас борцы против компьютерной зависимости у своих детей? Тогда давайте вспомним, что сами сейчас зашли на форум.
Форум женский, а потому болтливый, затягивающий. Еще совместные закупки интересуют. И что сейчас видят наши дети? Сидят мамы, смотрят на экран и странно улыбаются. Лучшей рекомендацией здесь будет – вспомнить замечательное высказывание: «Воспитывать детей бесполезно, всё равно они будут похожи на вас – воспитывайте себя».
Но ведь мы ничего страшного не совершаем: просто общаемся, делаем покупки. Так же и дети, они тоже могут находить интересным виртуальное общение, просмотр фотографий друзей; компьютер и интернет для них такой же источник информации, как и для нас. Не стоит одушевлять технику и перекладывать на нее ответственность – лучше постараться наполнить жизнь слегка заигравшихся детей естественными потребностями. И соблюдать некоторые
несложные правила в отношении взаимодействия детей с компьютером:
1. Должны быть вполне определенные временные рамки для работы с компьютером, чтобы ребенку было на что ориентироваться и быть спокойным в этим рамках. Формулировка «красим забор от скамейки и до обеда» весьма расплывчата и провоцирует нарушения дисциплины в дальнейшем.
2. Психологи рекомендуют не прерывать игру, пока ребенок не завершил эпизод. Ощущение завершенного дела, успеха сложно переоценить в развитии личности.
3. Не допускать компьютерных игр во второй половине дня. Кора головного мозга продолжает «отвечать» в течении еще трех часов после действия, и нарушение этого правила может провоцировать нарушения сна.
4. Приучать ребенка к культуре пользования компьютером. Как? Через дисциплину, оборудованное пространство, фиксацию на моменте игры или общения в сети.
Правила должны быть гибкими, и, конечно, следует избегать противоречия их жизненным потребностям ребенка (в движении, познании, общении, игре). Кроме того, они должны быть согласованы со всеми членами семьи и всеми же соблюдаемы.
Если приглядеться, то нет ничего страшного в детском увлечении компьютерными играми и виртуальным общением. Мир развивается – развиваемся и мы. И хотим мы этого или не хотим – компьютерные технологии пронизывают нашу жизнь. Навык работы с компьютером необходим, даже для элементарной записи в поликлинику, компьютер – техника для жизни. Так пусть техникой, в своем функционале, он и остается, не подменяя собой родительское внимание, дружеское общение, реализацию в социуме. Компьютер – вещь на службе интересов человека, не более.