Иногда, наблюдая за играющими детьми, мне кажется что им этот мир знаком больше, чем взрослым. Дети внимательны в своих исследованиях, они открыты новому, увлечены: если ребенок играет – он весь там, в увлекательной
игре. Усваивает принципы построения, взаимодействия и развития на простых и доступных вещах. Детям все интересно: почему идет снег, когда
прорастет посаженное семечко, куда бежит кошка, от чего случается ветер. А еще малыш
творит и фантазирует, и в этот момент границы его мира расширяются до невероятных размеров, в них паучок может быть пришельцем из других галактик, а старое дерево во дворе служить пристанищем для феи. Но вместе с развитием воображения он устанавливает некоторые
закономерности развития, которые пригодятся ему и во взрослой жизни.
Мир удивителен. Через природу, этого непревзойденного художника, открывается
волшебство в реальности. Задача родителей - помочь маленькому исследователю в его знакомстве с окружающей его жизнью или, иногда, просто не мешать, устроившись удобно зрителем. Но
как же помочь малышу видеть все лучшее, не отпугнув его лишней информацией? Пожалуй, стоит выделить некоторые важные моменты.
Чем помочь ребенку в познании мира?
1.
Внимание к явлениям природы. Вспомните свои детские впечатления
от явлений природы и погрузитесь в них, увлекая и поддерживая ребенка. Каким тонким холодом отдает снег в обнаженные ладони и как быстро тают одинокие снежинки, коснувшись кожи. Недавно мы с сыном проводили дома маленький
эксперимент со льдом, рисовали по нему акварелью и гуашью. А чуть ранее ему было интересно наблюдать как цветной кубик льда просто тает на блюдце при комнатной температуре, превращаясь в воду. Для человека взрослого подобные изменения состояния физического вещества – дело обыденное, а ребенок видит в том красоту превращений. Разумеется, если его не торопят, требуя подстроиться под суетливый ритм жизни взрослых.
2.
Не торопить ребенка, всему свое время. Детский мир хрупок и одновременно гибок, он очень податлив изменениям внешней среды. Ребенку важно созерцать окружающую действительность, слышать её, осязать, чувствовать. Иногда попробовать на вкус (съел как-то племянник кусочек сельдерея и решил что больше не повторит сей опыт – не понравился). На всё это требуется время. Недавно я поняла что слишком часто тороплю своего сына – он без конца повторяет:
«Подожди меня!» И теперь стараюсь если не участвовать в его исследованиях, то хотя бы ждать. Конечно же, сложно переоценить возможность детства полчаса потратить на изучение точек на крыльях божьей коровки или разговор по душам с котенком. И нужно дать детям эту возможность. Пусть они изучают окружающий мир в своем ритме, определяя собственные предпочтения, познакомятся со своими чувствами. Тогда в дальнейшей жизни их будут наполнять силами красота закатов, переливы музыки, они научатся находить вдохновение в самой жизни.
3.
Экспериментировать и изучать. Звучит здорово, да и на деле.. хотя, скорее, на деле получается весело. Потому как детское
поле для экспериментов лежит в самых неожиданных местах. Например, где взрослые замечают препятствие в виде грязной лужи – там детям виден маленький судоходный канал, требующий детального рассмотрения. Кстати, он может по форме напоминать нечто совершенно неожиданное, что именно – будет не лишним обсудить с малышом. Это прекрасный способ приблизиться к его мировосприятию, услышать отголоски его внутренних образов. И пусть столь неожиданный водоем ребенок исследует, измеряет сапогами его глубину, проверяет свои предположения о траектории разлетающихся брызг – грязную одежду постирать не сложно. Благо, современные материалы и стиральные машины к тому располагают.
Здорово при помощи
мыльных пузырей наблюдать за потоками ветра, изучать пространство через скорость падения различных предметов с высоты, прислушиваться к колебаниям частоты звука при постукивании палкой по различным поверхностям – это не мелкие хулиганства а знакомство с миром, попытки установить с ним контакт и жить в едином ритме.
4. Видеть красоту в простых вещах. Дети знакомятся с окружающим миром безоценочно. Попытка взрослых назвать явления хорошими или плохими лишает тонкости восприятия, подменяя многообразие характеристик (теплый, мягкий, грубый, светлый и т.д.) плоскостью оценки. Нет необходимости учить детей видеть удивительное – для них всё в жизни обладает этим качеством, но нужно научить сохранить эту способность по мере взросления. Именно она способна помочь найти баланс в жизни. Тогда, когда кажется что мир уходит из под ног, пригодится бесценный урок детства – жить с чувствами и не спеша. Это то, что поможет вернуться к естественному состоянию с естественным же ощущением потока жизни. И, наверно, тогда не лишним будет вспомнить детский опыт изготовления и декорирования кормушки для птиц, маленького пленэра в саду или наблюдений за изменениями формы облаков, лежа на траве.
* * * * *
Чем старше мы становимся, тем больше привыкаем жить в рамках и сживаемся с ними, нам нужны порядки и правила. У детей всё проще, естественней. Сейчас за окном идет снег. Кружится, плавно опускается на землю пушистыми хлопьями. После заморозков и метелей можно вновь почувствовать прикосновение мягкой зимы. И на улице, тут и там, в сугробах радостно кувыркаются дети. А взрослым снег часто видится как препятствие на дороге, в котором вязнут ноги и застревают автомобили, для малышей же снег в радость. Забавно: хотела написать пост как научить детей замечать удивительное в окружающем мире и пришло понимание что их то учить – не надо. Это нам, взрослым, часто приходится тянуться до маленьких непосед в собственном восприятии красоты жизни.
Вы помните свои детские впечатления от снега? Я вспоминаю вместе с сыном, показывая ему этот мир. Вместе учимся находить нечто прекрасное и удивительное в обыденной жизни. Прикоснувшись к миру своих детей, у нас появляется возможность вновь прожить детство – прожить его на качественно другом уровне. Окунуться, как прежде, в восхитительный мир чудес и при этом ощутить чувство единства со своим ребенком. Со всеми остановками, где есть место и время на восторженное наблюдение за полетом бабочки, где невероятно интересно заметить как набухают почки на деревьях и распускаются первые листочки. Прислушаться к тонкому журчанию ручейков. Дети не видят грязи, их мир чист. Важно научиться жить в гармонии с миром, сохранить это ощущение у детей. И быть к ним ближе.
Другие статьи блога "Воспитание" на УфаМаме:
При ребенке?!
Как относиться к неудачам ребенка?
К чему приводят родительские амбиции?
Как научиться слушать и слышать своего ребенка?
Родители и дети – виноваты ли мы перед нашими детьми?
Послушание - добродетель? Или Послушный ребенок - легкая добыча.