Новый конкурс "Лучшие друзья Йети!"
Фотоконкурс "Мы - будущие чемпионы!" Голосуем!
• Блог
Школа 98 читателей
• 

Задачки по физике не решаются - откуда у проблемы ноги растут

На встречах с одноклассниками друзья до сих пор подшучивают надо мной, вспоминая истошные крики учителя физики "Какое у лошади может быть ускорение!!!", далее следовали непечатные выражения, которые я здесь приводить не буду.



Физика была моим любимым предметом в школе и решать задачки по ней успешно удавалось только паре учеников в классе, мне в том числе.

Теперь уже ко мне приходят ученики, чтобы научиться решать задачи по физике. Подавляющее большинство формулирует свои проблемы так: "по физике я понимаю и знаю всю теорию, но задачи решать не получается".


Это первое заблуждение, от которого надо избавиться школьнику. Только глубокое понимание теории даст нам ключ к решению задач. С проблемой решения задач сталкиваются в первую очередь те, кто недостаточно понимает теоретический материал. Я обратила внимание на то, что школьники просто не открывают теоретическую часть учебника, которая находится всего в 1-2-х страницах от заданной задачи. Утверждение "я понимаю теоретическую часть" основано на том, что он слышал на уроке объяснения учителя и у него не возникло вопросов. Но объяснением учителя не исчерпывается необходимый для решения задач материал! Что я пытаюсь донести до школьников, это необходимость читать и искать ответы на вопросы, которые непременно возникнут в процессе чтения.



Да здравствует прогресс, найти ответ на вопрос по физике сейчас не составляет труда - GOOGLE знает все.



Моей основной задачей, как репетитора по физике, является, в первую очередь, научить ребенка формулировать вопросы, а для этого, прежде всего, он должен научиться вдумчиво читать. Если у ученика не возникает вопросов в процессе учебы - это верный признак того, что он не понимает материал. Ну и как следствие - проблемы с решением задач.

Теперь более детально объясню, что значит не понимать теорию. Это, в первую очередь, не знать связей между формулами, которые приводятся в теоретической части учебника.

Чтобы не быть голословной, приведу пример с темой "закон всемирного тяготения". Ученик видит две формулы



но, как правило, не понимает откуда взялась вторая из них. Для этого необходимо самому провести все выкладки, доказав, что . В процессе доказательства возникнет несколько вопросов, разобравшись с которыми, ученик усвоит теоретическую часть материала и, следовательно, облегчит себе решение задач по этой теме.

Вычислив g таким способом, не лишним было бы заметить, что эту же константу можно расчитать опытным путем, бросая шарик с высоты и засекая время падения, напомнив тем самым формулы, описывающие свободное падение. Вообще, всегда полезно делать замечания, основанные на пройденном материале настолько часто, насколько это возможно. Тогда ученики будут воспринимать каждую тему во взаимосвязи с предыдущими, и вероятность услышать от него вопросы по теме будет значительно выше. А правильно сформулированный вопрос это уже половина ответа.

Часто проблемы возникают и в процессе вычислений по формулам. Казалось бы - чего проще - подставить числа, данные в условии задачи, в готовую формулу и посчитать ответ с помощью калькулятора. Да не тут-то было - ответ не сходится. В чем может быть проблема? Чаще всего это несоответствие размерностей - например, длина дана в метрах, а скорость в километрах в секунду. Так что, первый вопрос, который должен задать себе ученик, это все ли в порядке в его задаче с размерностями и только после приведения размерностей можно приступать к подстановке данных в формулы.

Ну и вторая проблема, не менее распространенная это элементарное незнание математики и неумение применять математические навыки в жизни. Приведу еще один пример. В процессе вычисления g приходим к выражению вида



99,9% учащихся даже не пытаются облегчить себе жизнь, упростив по-максимуму данное выражение, с завидным упорством вбивая бесконечные нули в окошко калькулятора. А ведь это тот самый случай, где лень является двигателем прогресса. Но нет, на занятии физикой все знания, приобретенные на уроке математики, испаряются бесследно. Здесь и сейчас самое время показать ученику для чего эти знания могут понадобиться. А именно, выражение преобразуем к виду:



Очевидно, что не было никакой необходимости 47 раз нажимать кнопку с нулем на калькуляторе! Ведь чем меньше вычислений нам остается сделать, тем меньше вероятность ошибки или опечатки.

Конечно, описанные проблемы - не единственные при решении задач по физике, но, решив хотя бы их, вы уже ощутите улучшение ситуации и поможете своим детям избавиться от страха перед задачами, а возможно, и привить интерес к решению незнакомых задач.

Какие рекомендации я могу дать родителям? Прежде чем звонить репетитору усадите ребенка прочитать последний, заданный ему параграф по физике, предшествующий тем задачам, с которыми у него возникли проблемы. Задайте ему вопросы, которые есть в конце каждого параграфа. Попробуйте рассуждать вместе с ребенком, отвечая на вопрос. Вы можете даже подискутировать. Для этого, конечно, вам придется тоже полистать учебник, в котором "многа букав". Опять же есть гугл, который все знает. Если в тексте встречается утверждение типа , не верьте, и пусть ребенок докажет вам это. Это тернистый путь, но он может принести прекрасные плоды. Если все же проблема остается, репетиторов более чем достаточно. Важно избегать ситуации, в которой репетитор просто решает на занятиях домашнюю работу за своего ученика. Я считаю, что моя задача научить решать самостоятельно, находить нужную информацию для решения в учебнике и в сети, а для этого правильно задавать и формулировать вопросы.

В следующих Заметках я расскажу, как проверить правильность решения задачи, если нет возможности подсмотреть ответ. Это может оказаться полезным на контрольных и, кроме того, помогает запоминать необходимые формулы.


С любезного разрешения администрации добавляю свои контактные данные:
Skype: olga.kalyakina
email: gotique@inbox.ru
Tel. 8-9649559520
Студия дополнительного образования ЭΛΛАС. Греческий язык.Математика. Подготовка к ЕГЭ по математике. Берусь за безнадежные случаи.
+3 спасибо спасибо!  24 ноября 2011 г. 1:35 добавить в избранное 9 СаблезубаяБелка комментарии 6
Поделиться:
• Комментарии
альба, 24 ноября 2011 г. в 9:49 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Все, что связано с точными науками и необходимостью считать и решать, всегда вызывало у меня панику. Почитав сей топик, захотелось выучить физикуОльга, спасибо: написано живо, интересно и понятно!
Marjam, 24 ноября 2011 г. в 12:43 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Насколько все верно! И не только относительно физики, но и геометрии, и алгебры и химии)))
столько раз во время занятий по химии убеждалась, что школьники действительно не любят читать теорию, а банальное математическое уравнение вообще не могут решить..
Главное, чтобы родители читали это и воплощали в жизнь детей!
alinasag, 25 ноября 2011 г. в 0:03 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Побольше бы таких учителей!
Alviris, 26 ноября 2011 г. в 20:55 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Сейчас, начав заниматься с родственницей, уяснила для себя несколько вещей.
1. Без математики в физике - никуда! Вывод формул - это та же математика. Упрощение формул - опять математика. Получается, и действительно - царица наук.
2. Формулы надо не только учить, но и понимать. И да, уметь выводить. И знать основы. Без базы - никуда.
3. В наших школах (к сожалению) очень мало учителей по естественнонаучным дисциплинам, которые достойно могут объяснить детям предмет и (главное!) заинтересовать в нем. Берегу как зеницу ока свои школьные конспекты по физике. До сих пор, только мельком взглянув в них, могу вспомнить весь школьный курс.

И ещё один нюанс. Многие родители даже не знают, как начать помогать своим детям в естественных науках. Повезло тем, у кого родители в этом разбираются.
Nattаli, 28 ноября 2011 г. в 13:48 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
вообще не поняла статью... никогда в жизни не смотрела в учебнике теорию, только на уроке запоминала, не знаю толком физику(а уж тем более химию и биологию), но задачу могу решить и по физике и по химии и даже по биологии, лишь бы логика прослеживалась...
а уж "2. Формулы надо не только учить, но и понимать." вызывает культурный шок! заучивание формул?! что может быть глупее?! за такое препод в ВУЗе по головке не погладит, а отправит разбираться дальше (на пересдачу разумеется)... по математике тоже наизусть ничего и никогда... но выведу до сих пор большую часть формул, хотя мат.фак закончила 12 лет назад и не работала по спец ни дня...
СаблезубаяБелка, 29 ноября 2011 г. в 11:58 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
"а уж "2. Формулы надо не только учить, но и понимать." вызывает культурный шок! заучивание формул?! что может быть глупее?!"

Может быть и глупее. Например, попытки вывести на экзамене или контрольной эту самую формулу. Многие, вполне себе умные ученики так и поступают. При этом теряют массу времени на вывод нужной формулы. И зачастую, в торопях делают ошибки.

Думаю, что у любого препода в ВУЗе будет культурный шок, если студент не знает наизусть (пардон) теоремы Пифагора или формул сокращенного умножения и начнет "изобретать велосипед" на экзамене. Или выводить закон Ома, чтобы решить тривиальную задачу.

Такой подход ассоциируется с работой компьютера, имеющего оперативную память 2 мегабайта. Представьте себе скорость работы этого девайса.

Так же и ученик, если не имеет под рукой готовых инструментов для решения задач, будет весьма сильно тормозить.

"мат.фак закончила 12 лет назад и не работала по спец ни дня... "
и правильно сделали :)
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта