А вы читаете своим детям стихи? Вот так чтобы сесть с книгой на диван и читать – читать, как сказки или приключения? Если да, то я вам завидую! Потому что мой мальчик, когда дорос до 3 лет, слушать стихи отказался. Правда нас немного выручили книги
Джулии Дональдсон, новая книга
Муми-троллей в стихах,
Азбука опасностей, но все-таки это не те классические стихи русских поэтов, которые бы мне очень хотелось читать сыну, и чтобы он их понимал, а еще лучше и запоминал. А тем временем стихи читать надо! Зачем? Действительно, а зачем читать детям стихи? Зачем их учить? Сейчас, кстати, учат стихов значительно меньше, чем в моем детстве. В садике 2-3 стиха за год, на Новый год, восьмое марта и максимум праздник осени, до школы мы конечно еще не доросли, но глядя на знакомых школьников, не думаю, что количество стихов выученных за год больше 10… .
Я считаю, что учить стихи с ребенком нужно обязательно. Прямо с самого младшего возраста. Тут все конечно индивидуально, но многое зависит не только от ребенка и его способностей, но и от родителя. Мы, родители, рожденные в 70-80 годах, кто раньше, кто позже, выросли на стихах
Барто,
Благининой,
Заходера,
Маршака,
Остера,
Чуковского,
Михалкова и многих других, а наши дети? Какие стихи мы читаем им? И читаем ли вообще? Современный издательский бизнес заботится лишь о коммерческом успехе, качественная детская литература давно стала редкостью, стихи в сборниках превратились лишь в рифмованные подписи к иллюстрациям, тоже, кстати, чаще всего сомнительного качества.
С давних пор стихи несут в себе культурное наследие, знакомят ребенка с красотой и богатством языка, развивают ритмику речи. Детская память очень восприимчива, она как пластилин, и все стихи, выученные в детстве, мы помним до самой старости. Читать и учить стихи, это не только тренировать память, но и еще развивать речь и воображение, расширять кругозор и словарный запас, повышать общий уровень культуры. Когда мы читаем детям стихи, мы передаем им прежде всего красоту родного языка, плавность и мелодичность родной речи.
Именно поэтому, для меня так важно читать своему ребенку стихи! Но мой мальчик был неумолим. Пришлось выкручиваться.
Стихи пришлось учить мне. Наизусть. И читать их на ночь, вместо колыбельных. Нет, колыбельные, конечно, никто не отменял, мы их чередовали. Многие песни и стихи я брала с просторов интернета, с больших каталогов с
детскими песенками и стихами.
Первыми книгами именно со стихами, а не сказками в стихах стали сборники стихов
Юнны Мориц,
Вадима Левина и
Михаила Яснова. Сыну было три года, сидеть и слушать стихи ребенок отказался наотрез. Если сказкой, рассказом его еще можно было увлечь сюжетом, то тут был полный провал. Пришлось учить и рассказывать или петь, укладывая спать, или на прогулке, или в моменты, когда хотелось обниматься, у нас бывают такие минуты нежности, в общем, недостатка во времени не было. Правда, не все стихи были годны для маленьких деток, на мой взгляд, например у
В. Левина:
Когда с сосульки капли пью,
Я всей душой ее люблю:
Хоть медленно сосулька тает,
Но мне и этого хватает.
Или
Муха:
«Ну дела подумал Лось. Не хотелось, а пришлось»….
Мне кажется ребенку в 3 или даже в 5 читать это бессмысленно, а для младших и средних школьников очень даже может быть в тему, для развития того же чувства юмора, тонкого и не пошлого.
Мы пели про
кусачую собаку, сказку про песенку (любимая! Сама себе ее пою иногда),
большой секрет для маленькой компании, про
мудрую-премудрую сову,
мамонта и папонта, учили дождевые кричалки у Левина. Хватило нам их почти на год.
В 4 года продолжили прививать любовь к стихам, на этот раз это были
Генрих Сапгир,
Алексей Крылов и сборник стихов русских поэтов
«О маме». Во всех трех книгах иллюстрации волшебные! Они яркие, живые, с мягкими красочными переливами акварели, кроме одной картинки в сборнике
«О маме», там, где изображена смерть с косой, что очень обидно, потому что стихи там чудесные! И опять, да, учила наизусть и рассказывала сыну перед сном, приобщала. Любимое стихотворение из этого сборника
«Мамина песня» А. Черный. Очень летнее, легкое, прямо таки воздушное. Часто сын сам просит рассказать именно его.
У
Крылова самое любимое, конечно же
«Кот Василий»:
«- Кот Василий, где ты был?
-Я мышей ловить ходил…».
И
«Козел Мифодий». У
Сапгира «Людоед и принцесса» конечно же в любимчиках, а еще про кошку:
"- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу
- Мяу, хочешь молочка?
- Мяу
- А в приятели - щенка?
- Фррррр!". - Это первое стихотворение, которое мой непоседливый ребенок САМ захотел выучить!
Следующие сборники были куплены совсем недавно. Это сборники переводных стихов
С. Маршака,
К. Чуковский (влюбилась в эту книгу) и
Ю. Кушак. Вот их мы уже стали потихоньку читать. Перед сном, после основной книги, хоть по 1-2-3 стиха, но прочтем, обсудим (это по настроению). Книгу стихов
Чуковского хочется выделить отдельно, я ее как взяла в магазине так и не смогла выпустить из рук.
Мауси и Котауси,
Барабек,
Скрученная песня, учим их сейчас наизусть уже вместе. У
Маршака рядом с русским вариантом стихотворения есть он же на английском, надеюсь, нам это когда-нибудь пригодится. Здесь выделить какой-то конкретный стих сложно – нравится очень многое, к счастью не мне одной. С поэтом
Юрием Кушаком только успели познакомиться, я к своему стыду тоже, запомнилась
«Самая правдивая история», скоро будем снова перечитывать.
Я не жду от своего ребенка, что он у меня будет часами сидеть ровно и с упоением слушать, как мама читает стихи, его на книги с самым захватывающим сюжетом-то, ненадолго хватает. Он мальчик, в нем много энергии, ему надо бежать, нестись, прыгать до потолка, и это нормально, но я все же надеюсь, что такими своими маленькими уловками я все же что-то хорошее посею в его душе. И речь развиваем опять же.