Детство – благодатная пора жизни. Это лучезарный источник, из которого человек черпает радость и силы всю жизнь, куда возвращается за ответами на свои вопросы. Детям присущи удивительные способности к радостному познанию. Вы уже наверняка говорили
о начале жизни: как птицы высиживают птенцов, как икра становится рыбками, а из желудя вырастает дуб. Пришло время интереса к окончанию жизни.
В каком возрасте?
В возрасте 3-5 лет у многих детей как будто неожиданно появляются
страхи, которых не было еще вчера: они боятся темноты, собак, остаться одному в комнате. И в первый раз
вопрос о смерти они часто задают в это время. Родителей это нередко шокирует, пугает, свою неготовность ответить они маскируют встречными вопросами, пытаются переключить внимание малыша на другие темы. Это легко понять: взрослые прокручивают в голове, что могло натолкнуть кроху на интерес к этой области жизни? Что он видел или слышал? Почему его это интересует?
«Ему рано…»
Если ребенок спросил о смерти, значит, его это интересует. Значит, пришло время. Есть большой соблазн для взрослых (именно для них) избегать темы смерти в общении с ребенком, объяснять другими причинами смерть близких. Решение, безусловно, за родителями. Но хотелось бы, чтобы они задали себе несколько вопросов. Как вы думаете, когда ребенок будет готов узнать о смерти? Какие еще реалии и явления могут повредить детской психике? Стоит ли формировать в сознании ребенка неполную картину мира? Если возникли опасения или вопросы, можно обратиться за
консультацией к психологу, лично или на форуме.
Неудобные вопросы
Сознание ребенка – чистый сосуд, его любознательность свободна и безгранична. В нем нет как информации о многих реалиях, так и отношения к ним. Только взрослые могут вместе с объяснениями придать своим поведением каким-то вопросам окраску. Тема может стать в восприятии ребенка (а в последствии и взрослого человека) запретной, нежелательной, глупой, неприличной и т.п.
Будет лучше, если близкие взрослые люди cмогут на понятном языке объяснить необходимое. В противном случае ребенок найдет объяснения сам, а заодно усвоит попутно еще одну «истину»: говорить о смерти плохо, нельзя. Так в сознании человека появляются
запретные темы. Препятствием к спокойному объяснению со стороны родителя становятся обычно боль потерь, переживания, болезненное восприятие самих взрослых. Понимание этого – первый шаг к свободному общению на любые темы. Поверьте, будет еще немало неожиданных вопросов. Есть смысл научиться правильно на них реагировать.
Как все объяснить?
Правдивые и простые ответы можно считать самыми лучшими. Например,
собака умерла, потому что ее сбила машина. Принятая в семье концепция смерти может быть любой: атеистической, религиозной и др. Донесите ее в доступной форме. Подробности и незначительные детали не нужны. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Лучше всего, если он поймет ваши ответы без особых усилий.
Почему дети спрашивают о смерти?
Интерес к теме конца жизни – это естественное и даже благотворное явление.
Страх небытия ограничивает человека с довольно раннего возраста, это оборотная сторона инстинкта самосохранения. Ребенка постепенно усваивает: жизнь когда-то закончится. И если раньше его безопасность обеспечивалась бессознательными механизмами и родительским контролем, то теперь
страх смерти все чаще ограничивает и удерживает от многих опасных экспериментов. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, а значит, сами принимают решение, прыгнуть ли с некоторой высоты, забраться ли на дерево или забор и др. Они изучают, где заканчивается безопасность. Пусть это и звучит несколько парадоксально,
страх смерти служит сохранению жизни.
Жажда жить долго подводит маленького человека к соблюдению некоторых правил: не играть с огнем, не брать острые предметы и лекарства, не общаться с незнакомыми людьми, не гладить чужих собак… Важно объяснять ребенку, почему опасно какое-то действие. Так формируется осторожность.
«А ты? А я?»
На вопросы типа
«А ты умрешь?», «А папа?», «Я тоже умру?» лучше отвечать правдиво, при этом мягко переключая внимание на факт долгой жизни. Например, можно сказать так:
«Да, я умру. И ты тоже, но только когда станешь совсем старенький, когда у тебя уже будут дети, внуки и правнуки. А до этого ты будешь долго-долго жить». На вопрос, где душа дедушки или другого умершего родственника, можно сказать, что на небесах. Не нужно говорить ребенку, что умерший может вернуться.
Стресс или не стресс?
Не следует думать, что осмысление смерти проходит для ребенка легко и просто. Безусловно, доля болезненности в познании этих непростых вещей есть. Это может проявиться
в большей тревожности: при пустяковых ранах или виде крови ребенок спрашивает, не умрет ли он и т.п. Смерть появляется в рисунках, играх: больница, война, похороны и др. Это нормальная работа психики по избавлению от внутренней тревоги. Возможно, ситуации смерти понадобится «проиграть» не один десяток раз. Через некоторое время ребенок постепенно вернется к более жизнерадостным играм и рисункам.
Человеку необходимо знать, что такое смерть. Постарайтесь очистить информацию о явлении от своего ужаса, неприятия или других эмоций. По возможности спокойно ответьте на все интересующие ребенка вопросы сразу, не откладывая. Правдивые и понятные объяснения укрепят доверие к взрослому и сблизят вас. Как бы трудно это не было, примите все эмоции ребенка. И свои тоже. ;)
Долгих лет вам и вашим близким!
Знаменитые двоечники и хулиганы.
Как относиться к неудачам ребенка?
К чему приводят родительские амбиции?
Как научиться слушать и слышать своего ребенка?
Родители и дети – виноваты ли мы перед нашими детьми?