Делаем гербарий – изучаем ботанику
Впервые коллекцию засушенных растений для научных целей собрал в 16 веке итальянский врач и ботаник. Основные правила сбора растений и их оформления составил Карл Линней, собранный им самим гербарий состоит из 19 тысяч листов.
Многие вещи кажутся простыми только на первый взгляд. Так и с
гербарием: он не утратил своих позиций несмотря на многочисленные открытия и глобальные изменения в науке и мире. Есть международная база гербариев, на которую ссылаются в научных работах. Так же, как на книги и документы.
С детства знакомое слово «гербарий» означает засушенные растения. Простые правила направлены на максимальное сохранение присущих растению свойств и одинаковое оформление гербарных листов:
- не нужно собирать мокрые растения;
- растение нужно сохранить полностью, расправить все части;
- плоды должны быть представлены;
- сушить растения нужно между листами сухой бумаги;
- каждое растение размещают на отдельном листе;
- указывают род, вид и историю (время и место сбора) и др.
Младшие школьники часто получают задание собрать гербарий. Во время загородных прогулок это несложно сделать, особенно при небольшой поддержке со стороны взрослых. Не лишним будет попутно объяснить, что бездумное уничтожение растений ведет к исчезновению видов.
Что для этого понадобится:
- нож для срезания;
- небольшой совок или лопата для выкапывания;
- бумага для сушки, подойдут газеты;
- папки для хранения;
- этикетки;
- клей.
Хорошая новость: для гербария подходят не только дикие деревья и травы, но и растущие в садах и огородах. В крайнем случае выручит ближайший парк или сквер.
Какие растения собирать в Башкортостане
Заранее стоит определиться с растениями, которые без труда сможет найти и определить ребенок. Обращайте внимание на растения во время прогулок, и тогда у вас среди них появятся свои «старые знакомые», и даже «верные друзья».
Итак, какие растения можно собрать для гербария:
- подорожник
- пижма
- полынь
- папоротник
- цикорий
- сурепка
- тысячелистник
- мать-и-мачеха
- крапива
- клевер
- горох, фасоль
- лен, рожь, пшеница, ячмень, гречиха
- липа, дуб, тополь, ива, сосна, ель, сирень
- ромашка
- одуванчик
- шиповник и др.
Дошкольники могут собирать красивые листья клена, дуба, березы, ивы.
Шаг 1: собираем растения
Отправляясь на природу, подготовьте все необходимое. Проявите внимательность: нельзя собирать редкие растения. Брать нужно одно растение из нескольких, со средними параметрами.
Травянистые растения выкапывают полностью. У очень крупных растений срезают верхнюю часть, среднюю с листьями и прикорневую (нижнюю). Для папоротника достаточно ветки с листьями, все растение не нужно. У деревьев срезают побег с листьями, цветами и плодами, если они есть. Толстые стебли и корни нужно разрезать вдоль, убрать почву. Попутно собираем информацию: название растения, место сбора (область или республика, район, ближайший населенный пункт), место обитания (лес, луг, степь и др.), кто собирал.
Шаг 2: сушим
Для сушки растение можно вложить между листами бумаги, прогладить слегка теплым утюгом или оставить под легким прессом. Расположите листья так, чтобы после закрепления были видны обе стороны: «лицевая» и нижняя. Другой вариант сушки – подвесить растение корнем вверх в хорошо проветриваемом помещении, такой способ лучше подходит для растений с плодами. Следите, чтобы растения не пересохли и не стали слишком хрупкими. Из засушенных растений можно сделать поделки: закладки, картины, фигурки животных и сказочных героев.
Шаг 3: прикрепляем растения на листы
Закрепляем растения на листах бумаги клеем или нитками, подписываем. Если растение намного больше бумаги, можно его в двух-трех местах согнуть и так закрепить. Если растение отцвело, можно закрепить заранее собранный и засушенный цветок или соцветие. Переверните готовый лист так, чтобы растение было снизу, и слегка встряхните. Крупные отпавшие фрагменты нужно закрепить еще раз.
Готовый гербарий надо беречь от сырости и насекомых.
Собирать гербарий – это и развлечение, и занятие, и совместный труд. Опыт прямого общения ребенка с большим миром за порогом дома и за стенами школы; чувство счастливой и неслучайной принадлежности родной земле. Это постижение единства всего живого.