Отдавать детей
в школу с 6 лет нынче модно. И мотивация при этом у родителей бывает самая разная. Например, такая: “
Мой ребенок очень развитый, умеет читать и писать, ему уже скучно в садике”. Или такая: “
Моя очень общительная, любознательная, сама в школу просится, надо отдать, пока не перехотела ”. Или даже такая: “
Хватит дурака валять – играть целыми днями, пусть делом занимается, ростом уже выше всех первоклассников вымахал – значит, в обиду себя не даст”. Лишь бы не такая: “
Мой-то в год уже разговаривал, в три Пушкина читал, а в шесть в школу пойдет – вот такая я супермама!” Ну и, конечно, вечное: “
Меня отдали в 6 и ничо, значит, моему тоже надо’.Однако большинство
психологов и педагогов не так оптимистично настроено. И выдвигаемый ими
список условий, при которых шестилетка может пойти в школу без ущерба для себя и окружающих, весьма внушителен.
Например, психолог Татьяна Гончаренко считает: “
Не только элементарные навыки (чтение, письмо) и интеллектуальные способности определяют школьную зрелость. Должна учитываться и психологическая готовность, отношение к новой социальной роли школьника, принятие новых обязанностей и требований”. По ее мнению,
само по себе желание ребенка идти в школу еще ничего не значит - ребенка необходимо спросить, почему же он этого хочет. Ответы же нередко звучат так: “
Потому что Саша и Наташа уже ходят в школу, и я тоже хочу”, “
Там весело и много ребят”, “
Мне купят портфель, пенал и форму, как у старшего брата”, ”
Мне не нравится или надоело в садике”. А вот “
хочу узнать много нового и интересного”, “
Хочу научиться всему’ – это уже аргументы. Школа должна привлекать ребенка именно своей основной деятельностью – учебой, а не восприниматься им как продвинутый аналог садика с новыми друзьями и игрушками.
Психологи выделяют следующие
виды готовности к школе:
- физическая готовность,
- интеллектуальная готовность,
- личностная,
- социальная,
- психологическая готовность,
- эмоционально-волевая готовность.
Что такое
физическая готовность – в принципе, понятно: слабого здоровьем, часто болеющего ребенка, а особенно ребенка с неврологическими проблемами (гиперактивность, синдром дефицита внимания, нарушения речевого развития) ни в коем случае не стоит торопиться отдавать в школу – даже если на взгляд родителей, он гений. Ребенок может физически не выдержать школьной нагрузки, ведь она с непривычки непросто дается даже здоровым первоклассникам.
Интеллектуальная готовность - это как раз то, что большинство родителей и понимает под готовностью ребенка к школе: умение читать, писать и считать. Но еще важнее наличие широкого кругозора, развитие памяти, внимания, логики, умение устанавливать связи и делать выводы.
Личностная готовность, по определению психологов, “
включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Это выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе, к принятию новой социальной позиции.”
Психологическая готовность – это определенный уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи, позволяющий ребенку в полной мере усваивать
школьную программу.
Социальная готовность - это навыки общения с детьми и взрослыми, которые должны позволить ребенку полноценно войти в коллектив и подчиняться принятым в школе нормам поведения. Считается, что все это детям прививают в садике.
И наконец,
эмоционально-волевая готовность - сюда относится способность ребенка к постановке и достижению цели, к планированию своих действий, к преодолению препятствий, к умению проявлять усилия и проделывать порой не очень интересную и приятную работу, чтобы получить результат. Если ребенок умеет заниматься только интересными и увлекательными делами, а остальные бросает на полпути, если быстро отступает перед трудностями и тяжело переживает неудачи, то говорить об этом виде готовности к школе еще рано.
* * * * *
И напоследок - мнение педагога Марии Ананьевой, учителя начальных классов:
“
Шестилетки более шустрые и быстрее схватывают материал. Но они и быстрее его забывают. Чтобы усвоить что-то новое, шестилетке надо ежедневно это повторять. У семилетнего ребенка знания закрепляются с гораздо меньшими усилиями.”
Как мы видим, требований много, порой и семилеткам может быть непросто всем им соответствовать! Что уж говорить о шестилетках, которые готовы к школе далеко не все. И разумные, заботливые родители, конечно, рассмотрят вопрос всесторонне и оценят готовность своего шестилетнего ребенка к школе не только по его желанию, росту и умению читать. Без помощи психологов и опытных педагогов тут не обойтись! Впрочем, внимательные родители могут многое оценить и сами.
Вот, например, простые и интересные тесты на готовность ребенка к школе.
И главное - если вы настроены отдать своего малыша в школу пораньше или просто хотите, чтобы он пришел туда полностью подготовленным и легко прошел адаптацию к новым условиям –
готовить ребенка к школе нужно начинать заранее! Конечно, тут поможет и садик, и развивайки, но есть вещи, которые могут развить и привить ребенку только родители!
Скоро в школу...
Первый раз в первый класс: в 6,5 или 7,5?
9 простых советов для формирования красивого почерка.
В треугольнике конфликта: педагог, дети и их родители.
5 условий, чтобы мама могла сказать: «А мой ребенок любит учиться!»