К началу
Между тем матриархат, как и патриархат, имеет ряд четких диагностических признаков. Давайте рассмотрим их и подумаем, как они применимы к нашей с вами России.
Матрилинейность – счет происхождения детей по женской линии, наследование по женской линии (а если по мужской линии, то это называется патрилинейность).
При первобытном строе, когда мужчины и женщины жили все вместе во всех смыслах этого слова, и позже при полиандрии, матрилинейность была единственно приемлемым способом счета происхождения, так как определить отца ребенка при подобных формах сожительства было вообще зачастую невозможно. Позже дети стали считаться относящимися к отцовскому роду и наследовать отцу. Но, откровенно говоря, матрилинейность в целом гораздо логичнее патрилинейности, так как во все времена материнство можно было удостоверить со 100% вероятностью, а вот отцовство даже на настоящем этапе развития науки удостоверяется лишь на 99,9%. Что уж говорить про прежние века, когда для гарантии этой самой патрилинейности жен держали взаперти, надевали пояса верности и даже казнили за измену – и все бесполезно, женщины изменяли. Оттого женская измена и была всегда самым страшным кошмаром мужчины во все времена: а ну как родовое наследство достанется чужому ребенку, да еще и никогда об этом не узнаешь!
Любопытно, что в иудаизме, со времен написания Талмуда (2-5 век) и до наших дней матрилинейность присутствует в чистом первозданном виде - ребенок еврейки считается евреем независимо от национальности и вероисповедания его отца. А вот дети еврейского мужчины, женатого на нееврейке – евреями не считаются! То есть еврейство передается исключительно по материнской линии.
А теперь вернемся в нынешнюю Россию. Дети у нас регистрируются в первую очередь по факту рождения от конкретной женщины, о чем в роддоме и выдается соответствующая справка – никакой отец там и близко не упоминается. Отец регистрируется позже и им автоматически считается муж женщины. Ну, или тот, кто с ее согласия объявит себя отцом. Что это, как не
матрилинейность? А что касается наследования, то оно у нас ни по какой линии не идет – дети наследуют имущество родителей независимо от пола тех и других.
Единственное, что осталось в нашей действительности от патрилинейности – это обычай давать фамилию мужа и жене, и ребенку. Впрочем, это всего лишь необязательный обычай, соблюдаемый не всеми.
Матрилокальность - проживание мужа в роду (семье) жены и на территории жены. Обратное называется патрилокальность. Смысл такого признака понятен: человек, покинувший свой дом и лишенный поддержки родственников, перешедший на чужую территорию и в чужую семью, будет вынужден считаться с ее правилами и навряд ли сможет играть главенствующую роль в этой семье. Традиционно много веков именно жена входила в дом мужа и в его род, расставаясь с близкими.
В настоящее время рассматривать подобный признак бессмысленно: молодые живут там, где есть свободная жилплощадь - у родителей мужа, или жены, и практически все стремятся жить отдельно, ни к какому роду не примыкая. То есть России не свойственна ни
матрилокальность, ни патрилокальность.
Главенство материнского права над отцовским -
многие ученые считают это главным признаком матриархата. И вот оно-то у нас процветает в полной мере: право матери на ребенка на порядок приоритетнее, чем право отца. Женщина и только женщина имеет законное право решать, будут ли у нее дети, когда и сколько. Женщина имеет право избавиться от нежеланной беременности или даже отказаться от своего ребенка, не платя никаких алиментов – а мужчина таких прав не имеет. А главное, при
разводе ребенок практически по умолчанию остается с матерью - противоположная ситуация является чем-то необычайным и означает, что мужчина – олигарх, задавшийся целью отсудить ребенка, либо женщина - безнадежная алкоголичка, проститутка или сумасшедшая, что нужно еще и доказать. Причем при разводе в большинстве случаев общение ребенка с родней со стороны отца прекращается. Женщина может снова выйти замуж, может уехать в другой город, разрешения отца ребенка для этого не требуется. При таком раскладе – по факту ребенок принадлежит к роду матери, а к роду отца он, как правило, принадлежит только до тех пор, пока его отец является мужем его матери.
Продолжение следует