• Блог
Школа 98 читателей
• 

По мотивам "Чучела"...

«Школьные годы чудесные, с книгою, дружбою, с песнею..» - эти строчки красивого хора навеки отпечатались в памяти каждого, кто прошел шеренгу школьных торжественных линеек. Белые банты, торжественные речи директора и классного руководителя о знаниях и будущем, о родной школе и путевке в жизнь, пакеты и цветы в руках председателя родкомитета, растроганные учителя младших классов, трезвон школьного звонка, охапки черемухи в руках одноклассников. Именно так принято говорить о школе, однозначно определяя ее как место, где дети получают разумное, доброе, вечное. Да, это должно было быть так. Но как всегда в условиях российской действительности это мутировало в нечто иное.



Несколько лет назад на экраны вышел шокировавший общественность фильм Валерии Германики «Школа». Люди постарше отреагировали с возмущением: «Это вранье – так не бывает!» Взрослым, чья школьная юность пришлась на бурные 90-е, поверить было несколько легче, но и они качали головой: «Ну это все-таки чересчур – не все уж так страшно!» И только те, кто сейчас является родителями старшеклассников или учителями в обычных районных школах, с горечью понимали, что все показанное – реалии современной школы. При этом отрицающих не смущает факт леденящих кровь видео в Сети, где дети самых разных возрастов с бездумным весельем, а то и настоящим наслаждением издеваются как над младшими, так и над своими одноклассниками, избивая, насилуя и мучая их. «Неверующим» мешает собственный опыт школы, где максимальная планка школьного ужаса не поднималась выше показанной в известном фильме «Чучело».



Причин для школьного «разгуляя» много. Здесь и проблема профпригодности школьных педагогов, возникшая в те же 90-е, обернувшиеся нищетой и унижением уважаемой прежде профессии учителя и повлекшая за собой приход на работу с детьми кадров, которые просто больше нигде не сгодились. Не менее губительной оказалась пустота на месте разрушенных детских организаций, которые занимали детский досуг, стимулировали к образованию и формированию правильных ценностей. Не менее пагубную роль сыграло серьезное расслоение общества на богатых и бедных, ну и, как бы банально это не звучало, отсутствие нравственных ориентиров у нескольких поколений.
Да, в последние годы ситуация начала несколько выравниваться, отражая некоторый подъем в обществе. Однако до идеала еще очень далеко. И по-прежнему в каждом классе есть ребенок, становящийся объектом постоянных насмешек, а то и травли.
Изгои детских коллективов были во все времена. В первую очередь их появление связано с тем, что дети, как и животные, на уровне инстинктов чувствуют тех, кто отличается от стаи. В древние времена это было оправданно, поскольку «белая ворона» подвергала реальной опасности всю стаю. Но сейчас это может стать трагедией, отравившей жизнь подрастающего человека на долгие, нескончаемо долгие «школьные годы», что часто и происходит с теми, кто имеет несчастье выделяться: неважно: веснушками, весом, ростом или умом.



Другая причина заключается в том, что в каждом классе есть некое ядро хулиганов, которым все нипочем. Их невозможно не то, что наказать, даже огорчить порицанием. Они совсем необязательно происходят из люмпенских слоев населения, многие из них просто растут без родительского внимания, добирая его школьным авторитетом «веселого дебила». Их двойки и хамство педагогам, курение в школьном дворе и матерные ругательства вызывают уважение одноклассников. Это происходит потому, что детский коллектив сильно отличается от взрослого, в котором уважение к хулиганам или двоечникам возможно лишь в исправительных учреждениях, где такое поведение воспринимается как сила личности, способной к бунту и противостоянию. Уже к старшим классам, когда мотивация к учебе и взрослым жизненным ориентирам существенно возрастает, двоечники и хулиганы вновь теряют свой авторитет. Но в среднем звене такой персонаж является кумиром класса, способным в их глазах на вызов взрослым и нарушение устоев. А развлекается он издевательством над детьми, обладающими качествами, которых он сам лишен: ум, доброта, честность, уважение, тяга к знаниям. И чем больше таких качеств у ребенка, тем больше у него шансов стать жертвой, к травле которой присоединиться вся податливая и любопытная детская стая.

Ну, собственно, а в чем трагедия, спросите вы? Если речь не идет о физическом увечье или сексуальном насилии, то ничего страшного нет – пусть учится защищаться, а то потом еще жить и жить в жестоком мире. Я отвечу, что ужас заключается в том, что во взрослой жизни вы всегда можете сменить коллектив, в котором не прижились, да и правила социума взрослых совсем иные. Они диктуются требованиями толерантности, внешнего уважения, а за факт даже незначительного оскорбления, и уже тем более физического насилия обидчика ждет ответ «по-взрослому», т.е., от увольнения до суда или битья морды в подворотне. У школьника этого выбора нет. День за днем, месяц за месяцем, год за годом, он вынужден приходить в общество безжалостных обидчиков, формируя в себе ненависть и глотая унижения. И в некоторых школах нет ни одного дня, чтобы ребенок-аутсайдер не подвергался остракизму и издевательствам. Мальчикам чаще достается физически. Но и девочки в травле могут быть невероятно изобретательны, загоняя жертву в угол изощренными унижениями.
Нет, ну что за страшные картинки вы тут рисуете нам? – воскликнут возмущенные читатели. Ребенок же может пожаловаться, «плохих мальчиков» накажут и все будет хорошо. И вообще, в школе есть педагоги, они несут ответственность, вот пусть и следят за этим всем, а не то мы их засудим. На самом деле школьные педагоги практически лишены каких-либо способов воздействия. По действующему законодательству школьника нельзя ударить, оскорбить и даже просто выставить за дверь, равно как и поставить ему в табель двойку за поведение. Поэтому разочарованные и доведенные до отчаяния своей беспомощностью учителя, как правило, быстро обрастают хитиновым слоем равнодушия. Кроме того, школа, как это у нас принято во многих профессиях, стремится к закрытости, поэтому вовсе не заинтересована выносить сор из избы и привлекать внимание РОНО и т.п. скандалами и разборками. И даже когда происходят страшные случаи, именно родители жертвы оказываются под диким прессом школы, стремящейся замять произошедшее...

Продолжение следует...

+7 спасибо спасибо!  19 февраля 2013 г. 19:48 добавить в избранное 13 альба комментарии 17
Поделиться:
• Комментарии
la_isla_bonita, 20 февраля 2013 г. в 0:31 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
После прочтения "Элементарных частиц" Уэльбека неделю вообще жить не хотелось. Такая тревога за сына была. Сейчас прочитала блог, и все снова всколыхнулось(
Miha, 20 февраля 2013 г. в 1:14 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Страх за детей самый вязкий, тягучий, липкий, он отравляет жизнь и родителям и детям, которые по неопытности брыкаются от родительского внимания, даже от обоснованного что уж говорить о чрезмерном. Говорить с детьми надо, но всегда ли получится найти нужные слова? От родителей зависит очень многое, но и педагогов не стоит сбрасывать со счетов, если есть подход к детским умам, чувствам, учитель заработал авторитет то к нему прислушиваются. Знаю таких ). Они стараются где шуткой, где лекцией донести свои мысли о гуманности, толерантности и доброте. Жаль, педагогов таких очень мало.
DinaKras, 20 февраля 2013 г. в 7:18 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Затронули больную тему...вспоминаю свою любимую "школу". До 4 го класса даже в детском восприятии я помню было все хорошо. Замечательная первая учительница, я много читаю, перечитала все книги для своего возраста в библиотеке. Меня растят мама (преподаватель ВУЗА), дедушка и бабушка (в прошлом сельские учителя). Интеллигентная семья, никто ни разу голоса на меня не повысил.Вот однажды к концу учебного года в четвертом классе моя учительница меня спросила о моем желании учиться в математическом классе. Дескать там и учителя посильнее и возможностей больше. Я согласилась.Пошла.Новичков там не любили. Откровенно травили.Мне конечно доставалось от девчонок. Обычно избирали тактику игнора, когда никто с тобой не говорит или открытой издевки. Например, на уроке труда когда учитель вышел. Как я боялась таких моментов. Или другую девочку поджидали после школы и лупили уже физически. Она пожаловалась маме и мама пошла в школу разбираться. Учителя сделали квадратные глаза (НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!) а обидчицы прятались в школьном туалете. Я вот что хочу сказать: девочки изощреннее и изобретательнее мальчиков на издевательства.Так продолжалось около года, на след.год от меня отстали. Появились же другие новенькие.Нужно сказать, что "заводилами" в нашем классе были неблагополучные девочки, с пьющими родителями. Они не хотели учиться и презирали тех кто хотел. Я доучилась в этом классе до 9 го. Дальше детки росли, а мозгов не прибавлялось. В девятом классе произошла жуткая история. Девочки (тогда пардон уже женщины средний возраст начала половых отношений 12-14 лет) из нашего и параллельного класса избили до потери памяти девушку, которая якобы у кого то отбила парня. Собрали толпу, "выманили" и набросились всей толпой. Били ногами, руками по голове. Она потеряла сознание. "Шакалята" испугались, что убили ее. И все разбежались. Две "подруги" девушки той донесли ее до дома и бросили возле квартиры.Мама придя с вечерной смены обнаружила дочь в крови и без сознания. Ее удалось спасти, вроде отбили почки. Не помню честно всего вреда здоровью ее.Было разбирательство, НО В ИТОГЕ НИКТО НЕ ПОНЕС НАКАЗАНИЯ. НИ ОДИН ИЗ МАЛОЛЕТНИХ УЧАСТНИКОВ преступления.Все даже школу закончили (правда большинство так и остались со школьным образованием). Потом я перевелась в гимназию. Хотела перед ЕГЭ подтянуть знания. Как же я ошибалась. Новичков там тоже не любили, но я к тому времени отрастила броню и после того как пару раз послала обидчиков меня больше не трогали. Просто тихо не любили. В гимназии знаний никаких не давали, учителя прямо предлагали ходить на платные курсы к ним в частные образовательные центры. В классе было много детишек богатых родителей, зажравшихся, самоуверенных но ничего не хотевших в плане учебы. В целом они были не агрессивны, просто тихо не любили новичков.Тк что с ними у меня особо проблем не было.
Дина SM, 21 февраля 2013 г. в 12:12 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Большинство детишек в математических классах напоминают отарков из повести Гансовского "День гнева" (если кто читал). У большинства этих "математиков" с оценками все хорошо, но по сути это звереныши, так они развлекаются и даже искренне не понимают, что они делают не так - избил одноклассника - оправдается: "Мы играли".
DinaKras, 21 февраля 2013 г. в 16:47 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
У Вас были аналогичные примеры связанные именно с матем.классом?
Дина SM, 21 февраля 2013 г. в 18:39 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Еще какой пример! Три года в таком ребенок проучился. Это был не класс, а ужас какой-то.
Дина SM, 21 февраля 2013 г. в 18:49 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Причем большинство описанных в статье ситуаций избежать было бы можно, но часто учителя (классные), даже хорошие предметники, педагогически - профнепригодны.
GaliaG, 16 марта 2013 г. в 17:15 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Тоже знакомая ситуация. После перевода в другой класс (был 8) ужас продолжался до конца школы.
Самое смешное, что:
1) я по натуре была стеснительной девочкой и после прихода в новый класс мне просто сложно было первой пойти на контакт и я сосредоточилась на учебе
2)в учебе я очень сильно преуспела, а это сильно задевало всех
3) почему то класс решил, что я задаюсь своими успехами ))) Когда я поняла это, у меня был шок. Наоборот, я всегда была готова помочь в учебе, объяснить, показать. Стоило просто по-человечески попросить об этом. но нет же, предпочитали думать, что я считаю их глупее себя, ниже.
4)через какое-то время (СМЕШНО), но у меня появилось чувство превосходства над ними.
5) классный руководитель все это видела, но почему-то ничего не делала (насколько я знаю). По крайней мере на протяжении 4 лет ничего не менялось.
6) жаль, что последние 4 года я не могу назвать чудесными школьными годами. Но я стараюсь вспоминать в них только те немногие положительные моменты, которые были.
Самое страшное, что этот период (8-11 классы) выпадают на, так называемый, "переходный период", когда все происходящее воспринимаются подростком в сто раз сильнее (как положительные моменты, так и отрицательные) и именно в этот момент ему нужна поддержка как родителей, так и учителей.

P.S. Согласна с автором статьи в части квалификации учителей.
СНаталя, 20 февраля 2013 г. в 9:36 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
У меня сыну 3,5 года еще только, а я уже с рождения боюсь слова "школа", уже переживаю, а как там все будет...(((
kia7059, 20 февраля 2013 г. в 16:14 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Вы не одиноки.Сама боюсь до потери пульса.
almira_ms, 20 февраля 2013 г. в 10:12 Хороший комментарий +2 Плохой комментарий
О боже! Как мне все это знакомо) Все началось в третьем и четвертом классах. Я дружила с девочкой, которую в классе не любили. Постоянные издевки, драки, унижения! Причем в классе все были из благополучных семей (я училась в новой гимназии, где ученики прошли жесткий отбор). Я приходила домой, срывалась на родителях, брате. Все закончилось, когда мама перевела меня в обычную средню школу... где я стала лидером класса и любимицей учителей. Кстати, учителя в обычной школе оказались намного лучше гимназистких.
Кудряшечка, 20 февраля 2013 г. в 12:16 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Я в какой-то степени то же была изгоем в классе. И школьные годы чудесными назвать не могу.
Кудряшечка, 20 февраля 2013 г. в 15:54 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Я просила родителей перевести меня в другую школу, но они меня не услышали.Из-за не желания видеть одноклассников я бывало симулировала, специально пила холодную воду чтобы горло было красным, но и болеть стала чаще.К своим детям я стараюсь быть внимательней и я вижу что они мне доверяют и все рассказывают. В прошлом году старшую перевели в другой класс и у нее там были проблемы. Я поговорила об этом с классным руководителем, не могу сказать что сразу все изменилось.Но кажется все постепенно прошло, у дочи появились подруги и у нее теперь настроение получше. Думаю что главное ребенку найти понимание поддержку родителей. Видимо мою ситуацию родители не восприняли всерьез, что очень жаль.
Ksenia, 20 февраля 2013 г. в 17:13 Хороший комментарий +2 Плохой комментарий
тоже периодически думаю о школе для старшего сына - куда пойти (в простую или лицей), когда пойти (в 6,5 или 7,5), как готовиться... в свете этого блога появились мысли отдать попозже (чтобы физически окреп) и после курса самообороны)))
у меня в школе все было отлично, надеюсь, моим детям тоже повезет.
Просто_мама, 20 февраля 2013 г. в 22:52 Хороший комментарий +2 Плохой комментарий
Курсы самообороны для мальчика 100% необходимы. Без всяких шуток! У меня старший ребенок уже в 8 классе - знаю о чем говорю.
А в статье, как опытная "родительница", подпишусь под каждым словом.
bestdance, 24 февраля 2013 г. в 2:11 Хороший комментарий +2 Плохой комментарий
пойти в школу точно лучше в 7,5: чем позже - тем легче потом ребенку там будет учиться и адаптироваться социально, а по своему опыту могу сказать, дочку в начальной школе возили в гимназию (определили нас в сильный класс, уроки были с 8 утра, потом факультатив, потом еще какой-то предмет после перерыва небольшого, в итоге в школе ребенок был до 2-3 часов, занятиями нагружали по полной (некоторые уроки труда или рисования, где можно было детям хоть немного отдохнуть, заменяли на математику или иностранные языки), домашние задания делали до 11 вечера, все кружки-секции были заброшены, времени ни на что не хватало, постоянно занимались уроками), дотерпели до конца начальной школы и перешли в обычную школу, с тех пор времени на все хватает - и погулять, и отдохнуть, и уроки когда-то дочь сама успевает сделать без нашего участия, и в кружки-секции ходит ежедневно... а что касается знаний - недавно с девочкой из их класса бывшего встречались - уровень знаний не отличается (скорость решения примеров - да, быстрее, но зачем??? если и наши прекрасно успевают все выполнить в отведенное им время), а если уж понадобится дополнительно позаниматься - лучше репетитору заплатить за индивидуальные занятия перед поступлением в вуз, пользы больше будет - и ребенок уже будет точно знать, что ему это надо, и желание будет, и мотивация, и не надо ради этого столько лет в гимназии/лицее/и пр. "убивать". (предвидя некоторые спорные моменты, сразу напишу, что сама окончила школу с углубл.изучением математики, с медалью, и, учитывая свой опыт, не считаю, что надо отнимать ради этого у ребенка бОльшую половину его подростковой жизни).
Fantasy, 20 февраля 2013 г. в 17:33 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Именно поэтому детей не буду переводить в другую школу или класс. Уж пусть в старом проверенном коллективе учаться.
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта