Часть 1. Мутации современной школы
«Школьные годы чудесные, с книгою, дружбою, с песнею..» - эти строчки красивого хора навеки отпечатались в памяти каждого, кто прошел шеренгу школьных торжественных линеек. Белые банты, торжественные речи директора и классного руководителя о знаниях и будущем, о родной школе и путевке в жизнь, пакеты и цветы в руках председателя родкомитета, растроганные учителя младших классов, трезвон школьного звонка, охапки цветов в руках одноклассников. Именно так принято говорить
о школе, однозначно определяя ее как место, где дети получают разумное, доброе, вечное. Да, это должно было быть так. Но как всегда в условиях российской действительности это мутировало в нечто иное...
Несколько лет назад на экраны вышел шокировавший общественность фильм Валерии Германики
«Школа». Люди постарше отреагировали с возмущением:
«Это вранье – так не бывает!» Взрослым, чья школьная юность пришлась на бурные 90-е, поверить было несколько легче, но и они качали головой:
«Ну это все-таки чересчур – не все уж так страшно!» И только те, кто сейчас является родителями старшеклассников или учителями в обычных районных школах, с горечью понимали, что все показанное –
реалии современной школы. При этом отрицающих не смущает факт леденящих кровь видео в Сети, где дети самых разных возрастов с бездумным весельем, а то и настоящим наслаждением издеваются как над младшими, так и над своими одноклассниками, избивая, насилуя и мучая их. «Неверующим» мешает собственный опыт школы, где максимальная планка школьного ужаса не поднималась выше показанной в известном фильме
«Чучело».
Причин для
школьного «разгуляя» много. Здесь и
проблема профпригодности школьных педагогов, возникшая в те же 90-е, обернувшиеся нищетой и унижением уважаемой прежде
профессии учителя и повлекшая за собой приход на работу с детьми кадров, которые просто больше нигде не сгодились. Не менее губительной оказалась пустота на месте разрушенных детских организаций, которые занимали детский досуг, стимулировали к образованию и формированию правильных ценностей. Не менее пагубную роль сыграло
серьезное расслоение общества на богатых и бедных, ну и, как бы банально это не звучало,
отсутствие нравственных ориентиров у нескольких поколений.
Да, в последние годы ситуация начала несколько выравниваться, отражая некоторый подъем в обществе. Однако до идеала еще очень далеко. И по-прежнему в каждом классе есть ребенок, становящийся объектом постоянных насмешек, а то и
травли.
Изгои детских коллективов были во все времена. В первую очередь, их появление связано с тем, что дети, как и животные, на уровне инстинктов чувствуют тех, кто отличается от стаи. В древние времена это было оправданно, поскольку
«белая ворона» подвергала реальной опасности всю стаю. Но сейчас это может стать трагедией, отравившей жизнь подрастающего человека на долгие, нескончаемо долгие «школьные годы», что часто и происходит с теми, кто
имеет несчастье выделяться: неважно: веснушками, весом, ростом или умом.
Другая причина заключается в том, что в каждом классе есть некое
ядро хулиганов, которым все нипочем. Их невозможно не то, что наказать, даже огорчить порицанием. Они совсем необязательно происходят из люмпенских слоев населения, многие из них просто растут без родительского внимания, добирая его школьным авторитетом
«веселого дебила». Их двойки и хамство педагогам, курение в школьном дворе и матерные ругательства вызывают уважение одноклассников. Это происходит потому, что детский коллектив сильно отличается от взрослого, в котором уважение к хулиганам или двоечникам возможно лишь в исправительных учреждениях, где такое поведение воспринимается как сила личности, способной к бунту и противостоянию. Уже к старшим классам, когда мотивация к учебе и взрослым жизненным ориентирам существенно возрастает, двоечники и хулиганы вновь теряют свой авторитет. Но в среднем звене такой персонаж является кумиром класса, способным в их глазах на вызов взрослым и нарушение устоев. А развлекается он
издевательством над детьми, обладающими качествами, которых он сам лишен: ум, доброта, честность, уважение, тяга к знаниям. И чем больше таких качеств у ребенка, тем больше у него шансов стать жертвой, к травле которой присоединиться вся податливая и любопытная детская стая.
Ну, собственно, а в чем трагедия, спросите вы? Если речь не идет о физическом увечье или сексуальном насилии, то ничего страшного нет – пусть учится защищаться, а то потом еще жить и жить в жестоком мире. Я отвечу, что ужас заключается в том, что во взрослой жизни вы всегда можете сменить коллектив, в котором не прижились, да и правила социума взрослых совсем иные. Они диктуются требованиями толерантности, внешнего уважения, а за факт даже незначительного оскорбления, и уже тем более физического насилия обидчика ждет ответ «по-взрослому», т.е., от увольнения до суда или битья морды в подворотне. У школьника этого выбора нет. День за днем, месяц за месяцем, год за годом, он вынужден приходить в общество безжалостных обидчиков, формируя в себе ненависть и глотая унижения. И в некоторых школах нет ни одного дня, чтобы
ребенок-аутсайдер не подвергался остракизму и издевательствам. Мальчикам чаще достается физически. Но и девочки в травле могут быть невероятно изобретательны, загоняя жертву в угол изощренными унижениями.
"Нет, ну что за страшные картинки вы тут рисуете нам?"– воскликнут возмущенные читатели. Ребенок же может пожаловаться, «плохих мальчиков» накажут и все будет хорошо. И вообще, в школе есть педагоги, они несут ответственность, вот пусть и следят за этим всем, а не то мы их засудим. На самом деле школьные педагоги практически лишены каких-либо способов воздействия. По действующему законодательству
школьника нельзя ударить, оскорбить и даже просто выставить за дверь, равно как и поставить ему в табель двойку за поведение. Поэтому разочарованные и доведенные до отчаяния своей беспомощностью учителя, как правило, быстро обрастают хитиновым слоем равнодушия. Кроме того, школа, как это у нас принято во многих профессиях, стремится к закрытости, поэтому вовсе не заинтересована выносить сор из избы и привлекать внимание РОНО и т.п. скандалами и разборками. И даже когда происходят страшные случаи, именно родители жертвы оказываются под диким прессом школы, стремящейся замять произошедшее...
Продолжение следует...