Проблема приучения к горшку знакома всем родителям. Вернее, знаком процесс. А вот станет ли он проблемой – во многом зависит от родителей. Из того, что я по этому поводу читала, я поняла, что существуют примерно два диаметрально противоположных мнения. Первое звучит как «надо приучать как можно раньше и настойчивее», а второе - «Под венец в памперсе еще никто не ходил, а до того времени как-нибудь приучится».
Из опыта друзей и знакомых, и, конечно, из своего – куда ж от него деваться - народилось несколько другое, возможно, вполне географически среднее относительно двух вышеозвученных мнение. Сформулировать его можно примерно так: приучать, разумеется, нужно, но в свое время. Что я подразумеваю под «своим временем» и когда же оно такое наступает? Для меня ответ однозначный – когда готов ребенок. А определить эту готовность помогают несколько признаков и определенная толика родительских знаний.
А когда пора?
На сегодняшний день физиологами доказано, что для того, чтобы ребенок мог контролировать свои естественные потребности, он должен созреть для этого. Стенки мочевого пузыря становятся способными удерживать мочу примерно в 12 – 18 месяцев. Деятельность кишечника тоже начинает ощущаться ребенком примерно после года, а до того происходит опорожнение по мере наполнения прямой кишки. Да, бдительная мама поймает этот момент и может высадить ребенка на горшок именно в это время, однако, о полноценном овладении навыка говорить в этом случае не приходится. Возможностей для этого просто еще нет. Поэтому, когда родители высаживают ребенка с рождения или с другого слишком раннего срока, т.е., держат над ванной, сажают на горшок и прочее – они пытаются натренировать навык, к которому нет физической готовности. И иногда, по наблюдениям неврологов, такие требования к ребенку оборачиваются, так называемым, «вторичным энурезом», когда дите вот уже прекрасно на горшок ходило и вовсе не писалось, а тут вдруг на ровном месте опять этим делом балуется. Это объясняется тем, что стенки мочевого пузыря устали от рано взваленной на них нагрузки.
Ну а если физиологический возраст уже подошел, как определить психологическую готовность ребенка? Детские психологи выделяют несколько недвусмысленных признаков того, что пришла пора знакомить малыша с горшком.
Это следующие признаки:
Чадо может оставаться сухим не менее двух часов подряд.
Просыпается сухим после дневного сна.
Выражает беспокойство перед тем, как «сделать дела» или подает какие-то знаки, а после этого просит сменить мокрую одежду.
Ходит в туалет в определенное время или с четким фиксированным промежутком.
Умеет сам снять и одеть штанишки.
А что делать?
В семье, где есть старшие братья или сестры, которые пока еще пользуются горшком, это может произойти по понятным причинам пораньше.
И вот тут начинается самое трудное. С одной стороны, все вроде просто: вот горшок, вот ребенок. Ты ему объясняешь, он слушает и делает, потому что в мокром ходить очень даже неприятно. Ан вот нет, фигушки тебе, дорогой умный родитель: дите вроде слушает, а горшок игнорирует, а иногда даже им возмущается и бунтует. Ну и чего с ним делать?
Надо сказать, что моя педагогическая позиция грешит самокопанием, а иногда и самобичеванием: я как-то искренне считаю, что дите злым, вредным и противным не бывает, а потому обижаться на него и нажимать – дело бессмысленное и травмоопасное для дитевой и родительской психики. А отсюда вытекает вывод, что если ребенок чего-то не понял – значит, ты плохо ему объяснил, не мотивировал, не обеспечил комфортного и логичного обучения и т.п. В случае с горшком это, кстати, как правило, стопроцентно подтверждается.
Во-первых, обратите внимание на горшок. Идеально, чтобы ребенок выбрал его сам. Но если это нереально, то отнеситесь к этому выбору максимально серьезно: горшок должен быть удобным, устойчивым, комфортным, не металлическим и т.п. Производители изощряются кто во что горазд. На мой взгляд, горшок должен быть именно горшком, а ни чем другим: ни игрушкой, ни музыкальным инструментом, ни стулом, ни креслом. Он служит для внятной цели, и не надо ребенка от нее отвлекать. Если ваш горшок похож на кресло, не удивляйтесь, если мокрым будут потом и автокресло, и стул. Дитеныш будет просто воспроизводить рефлекс на том, где будут четкие ассоциации. В заключение расскажу жутковатую баянную историю о девочке, которую посадили на поющий горшок, она пописала и раздалась неожиданная для ребенка песенка. Деть упал, перепугался, в результате про горшок пришлось на полгодика вообще забыть. Писать ребенок соглашался только в месте, которое он сам считал безопасным. Горшок, как и все, что предлагали родители для этих целей, в список таких мест не входил.
Во-вторых, отпустите проблему. До тех, пока вы озабочены ей и демонстрируете это ребенку, вы рискуете не получить желаемого результата. Разберитесь в себе, почему вы так хотите скорее получить этот навык. Действительно ли вы ориентируетесь на вашего малыша, на его здоровье, сроки развития, готовность? И Вы ли этого хотите? Если ваши старшие родственники наперебой твердят, что вы сами уже в год не только на горшок успешно ходили, но Шиллером интересовались, так их понять можно – им, во-первых, поговорить хочется, во-вторых, показать, что они более успешны, в-третьих, перед соседями похвастаться. Остается один вопрос: «Причем тут ваш малыш?» Ориентир тут – здоровье ребенка, а не чье-то мнение. Впрочем, игнорировать примерные нормы тоже не стоит, потому что все-таки это навык и немаловажный в развитии. Поэтому, ежели толпа неврологов талдычит, что надо бы уже и уметь, то гордо отвечать: «Мы во всем особенные!» тоже не стоит. Не стоит также сбрасывать со счетов фактор сроков развития вашего ребенка: если были объективные обстоятельства, тормозящие развитие, как-то недоношенность, неврологические или ортопедические проблемы, стрепто или пиодермия, ну и тому подобное, то и горшок тоже может несколько запоздать.
А есть что-то, чего делать нельзя?
Да, есть. Нельзя заставлять ребенка сидеть на горшке насильно и тем более больше получаса – это вредно для его здоровья. Нельзя ругать его и заставлять ходить в мокром белье – помимо реальной угрозы застудить, это настоящее психологическое насилие. Я уверена, что малыш должен чувствовать терпение и любовь и не испытывать страха. Страх, испытанный в детстве, остается на всю жизнь. Он может не руководить действиями взрослого человека, но не забывается он никогда. Неужели хоть какой навык стоит благополучия ребенка? Будьте терпеливы, чаще хвалите и обнимайте своего ребенка, верьте в него – и вы сами не заметите, как проблема горшка перестанет быть проблемой.
Всем родителям удачи и терпения!