Главная Блогов Посты Блоги Люди
• 

Мифы о Монтессори.

На сегодняшний день история Монтессори-педагогики насчитывает около сотни лет. Естественно, что за это время она обросла мифами, порожденными  нечестными или самонадеянными организаторами и критиками, исповедующими традиционный подход.


1. Миф первый. Дети ограничены в движении.

Очень часто говорят, что дети, работающие в группе-Монтессори, малоподвижны, и это вытекает из правил работы. Это не так. Во-первых, существует целый ряд ежедневно чередуемых упражнений, во-вторых, ребенок сам выбирает себе место, потом сам несет туда коврик, потом несет туда материал, а после работы относит его на место. Добавлю, что большая часть материалов, например, розовая башня и др., состоит из нескольких элементов и несет ребенок их на место не за один раз. Занятия в группе организованы так, чтобы удовлетворять основные внутренние потребности детей, очень важная из которых - потребность движения.


2. Миф второй. Свобода в группах ведет к вседозволенности.


Свобода, конечно, штука сложная и обращаться с ней надо аккуратно. Но некоторые взрослые не могут с ней справится именно потому, что не познакомились  в детстве. Навык обладания свободой тоже надо отработать, как навык держания ложки, завязывания шнурков и т.д. Другое дело, что свобода бывает разной. Есть "свобода от" и "свобода для". Первая - та самая мать анархии и вседозволенности. Вторая - возможность и необходимость выбора занятия и времени для него. Сколько ребенку понадобится на усвоение чего-либо - знает только ребенок. Границу своего сензитивного периода, то есть, предмет познавательного, актуального интереса - тоже может определить только он. Монтессори-среда  идеально предоставляет ему эту возможность. Поэтому назначение Монтессори-педагога - наблюдение за ребенком и его путем. В группах Монтессори есть дневник наблюдения за каждым ребенком. Он помогает педагогу оценить его успехи и психологическое состояние.


3. Миф третий. Дети мало общаются и вырастают неадаптированными.


Вспоминается незабвенная беседа со старшей родственницей, которая отчаянно агитировала отдать ребенка в детсад и очень срочно. Самым весомым аргументом в ее глазах было: "Она научится защищаться". Монолог ее прекратился лишь после того, как я, выведенная из себя  этим фанатичным упорством, предложила отдать дочь в морпех или десбат.  Ну чтобы уж точно не промахнулась, отбиваясь. Я твердо уверена, что адаптация и умение общаться не в навыках рукопашного боя или словесной атаки, а в умении не допустить конфликта или успешно его разрешить. Это возможно лишь при умении уважать себя и других. В группах Монтессори действуют правила, вытекающие из жизни группы, которая, в свою очередь, представляет собой небольшой социум, заполненный очень разными людьми, да и еще и не связанными пока теми общественными этическими условностями, которые заставляют взрослых людей улыбаться и держать себя в руках. Эти правила учат детей не мешать друг другу, помогать тем, кто в этом нуждается, убирать за собой и т.д. Этому посвящены уроки вежливости, регулярно проводимые педагогами. Правила могут создаваться и вытекать из этих ситуаций, принятие их - всегда коллективное и очевидное решение, которое дети предлагают сами. Они не только общаются в процессе работы, но и помогают и принимают помощь. Группа задумана как разновозрастная в том числе и с этой целью, чтобы ребенок побыл в роли и младшего, и старшего. Результат: эти дети привыкли договариваться и избирательно относится к своему окружению. Уважение к себе и другим - залог и профилактика того, что ребенок может подпасть под чужое влияние, тем более дурное.



1. Миф четвертый. "Дети монтессори вырастают в искусственной среде и тяжело вживаются и общаются".


Напротив, искусственной, на мой взгляд,  является традиционная методика, где главным принципом является дрессировка и натаскивание на определенное количество знаний. Столкнувшись с другим видом знаний, дети бывают в тупике. Этим зачастую объясняется то, что дети, отлично занимающиеся по одному предмету, совершенно не успевают по второму. Дети-монтесссори этим не страдают, потому что их готовят к восприятию разных знаний, как для учебы, так и о мире. Они очень терпимы и легко находят общий язык с самыми разными людьми, поскольку ориентируются на свои наблюдения, а не чье-то авторитарное мнение. Такой ребенок не будет обманывать, это противоречит его пониманию смысла общения. Конечно, такие качества будут привлекать к себе внимание, вызывать зависть и попытки надавить, подмять под себя. Но если вы хотите, чтобы ребенок был успешен в той или иной сфере, чтобы был самостоятелен в действиях и суждениях, вам неизбежно придется переживать за него, и ему тоже будет не всегда легко, особенно в период поиска своего места и круга общения.

Человек, который отличается от остальных в лучшую стороны, выделяется умом, знанием, красотой, да чем угодно, неизбежно будет вызывать зависть. Можно, конечно, сказать, что, помещая ребенка в благополучный социум, вы формируете ему неправильное представление о злом и несправедливом мире. Лично я уверена, что мир такой, каким его видит сам человек. Стакан для кого наполовину полон, а для кого-то наполовину пуст. И так будет всегда. В то же время именно благополучное детство дает человеку уверенность в себе на всю жизнь. Ориентиры, данные тогда,  направляют сознательно и бессознательно до тех пор, пока человек вообще намерен куда-то направляться. Можно, конечно, отвести ребенка к пивному ларьку, чтобы показать ему во всей красе некоторые стороны жизни, но и тут будет безусловная искусственность, потому что пивной ларек или агрессивные люди, кусачие собаки и пьяные соседи - это лишь сторона жизни, а не ее суть. Монтессори - дети живут в таких же семьях, общаются со всеми окружающими, ходят по тем же улицам, дружат с такими же людьми. Но мироощущение у них радостное и спокойное.
Главное здесь помнить, что любая методика, в том числе и Монтессори, не может быть самоцелью. Она - лишь путь к гармоничному развитию и счастью ребенка.

                                                                                                             Автор статьи Ольга Вершинина.

спасибо спасибо! 18 апреля 2011 г. 9:23  11 MamaBot 0
Поделиться:
• Комментарии
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта